Депутат МГД Степан Орлов: Законодательное регулирование работы агрегаторов такси – важнейший вопрос для Москвы

Вице-спикер Московской городской думы рассказал о новой версии закона о работе такси, "Уберизации" услуг и развитии общественного транспорта
Депутат МГД Степан Орлов: Законодательное регулирование работы агрегаторов такси – важнейший вопрос для Москвы
Copyright (c) 2016 Chekunov Aleksandr/Shutterstock. No use without permission.
По мнению парламентария, в Москве уже предприняты комплексные усилия для регулирования такси.

По мнению Степана Орлова, законодательное регулирование работы агрегаторов такси является вопросом высокой важности для столицы. 

– Новая версия закона о работе такси, где закреплено само понятие агрегатора и оговорены основные принципы деятельности этих сервисов, разработана Правительством РФ. Она внесена на рассмотрение российского парламента и получила высокую оценку со стороны профильных ведомств, в том числе — и Дептранса Москвы. Для столицы эта тема является вопросом высокой важности — в московском регионе зарегистрированы свыше 200 тысяч водителей такси, которые обеспечивают перевозку миллионов пассажиров. Нужно четкое регулирование деятельности агрегаторов и работников, которые сейчас находятся в весьма слабо защищенной позиции, — сказал вице-спикер Мосгордумы.

 Степан Орлов отметил, что "Уберизация" услуги, создание удобных сервисов для информирования водителей о заказах оказали существенное влияние на рынок такси и пассажирских перевозок в целом. 

–Снижение цен, появление понятных тарифов, удобных, новых автомобилей, которые легко опознаются на городских улицах — это позитивные явления. Наряду с развитием общественного транспорта, каршеринга и кикшеринга доступное такси стало одной из важных причин отказа от личного автомобиля, а значит — и замедления темпов автомобилизации столицы. Москвичи отказываются от использования машины в будние дни, а порой и продают ее, потому что понимают: содержание автомобиля – это большие деньги, это время в пробках, это головная боль, где оставлять машину на ночь, — пояснил Степан Орлов. 

Депутат МГД подчеркнул, что доехать до нужного места разными способами теперь можно проще, дешевле, быстрее и комфортнее. 

–Однако нужно идти дальше — цивилизованной услуга должна стать не только для клиента, но и для работника. Поэтому важно вывести агрегаторы в правовое поле, очертить круг их обязательств перед водителями и пассажирами, в том числе, финансовую ответственность, — сказал Степан Орлов.

 Парламентарий уточнил, что в законопроекте закреплены нормы о создании региональных реестров перевозчиков, самих такси с информацией об автомобилях, а также служб заказа, вводится ответственность агрегатора за ДТП, и содержатся другие нововведения.

– Благодаря новому закону, водители такси смогут работать с агрегаторами  как самозанятые или заключать трудовой договор, тогда как раньше наиболее распространенным вариантом было сотрудничество в качестве индивидуального предпринимателя. Трудовой договор или самозанятость дают большую защищенность работнику, выводят работника в «белое» поле - и применять эти формы выгоднее. Так как Москва входит в число субъектов, где налоговый режим самозанятого уже доступен, вполне можно оценить востребованность этого формата — значительная доля зарегистрировавшихся работают именно в сфере перевозок, что говорит верном выборе направления, — пояснил Степан Орлов.

 Кроме того, депутат добавил, что законопроект учитывает мнения как профессионалов отрасли, так и пассажиров. 

–Закреплена в новой версии закона и возможность вводить необходимые меры на уровне субъекта федерации, что позволит учесть нужды таких мегаполисов как Москва, где условия работы существенно отличаются от других городов страны, — заявил Степан Орлов.  

Если возникнет необходимость, добавил Орлов,  в Мосгордуме будут разработаны соответствующие предложения. 

–Хорошим шагом будет закрепление обязанности таксистов проходить специальную аттестацию на наличие необходимых знаний — как города, его истории, так и иностранных языков. Сегодня только 72% водителей столичных такси являются гражданами России, при этом для русскоязычного пассажира является комфортным знание водителем русского, а для туриста из другой страны — еще и английского языка. Если мы хотим, чтобы наше такси было безопасным и качественным, нужно ориентироваться на высокую планку.

Но высокие требования должны подкрепляться социальными гарантиями, что невозможно в ситуации, где нет цивилизованного рынка, а есть только некие посредники, которые не несут ответственности, — отметил вице-спикер МГД.

 Также, парламентарий обратил внимание, что в Москве уже предприняты комплексные усилия для регулирования такси. 

– Работает комплексная информационная система "Аналитика работы такси" (КИС "АРТ"), которая помогает отслеживать в текущем режиме как работу конкретного водителя, так и общие тенденции на рынке такси. Это шаг, который благодаря сквозной аналитике помог снизить переработки, ограничить выход на линии водителей-нелегалов, водителей с недостаточным опытом вождения, что уже положительно отразилось на статистике происшествий и жалоб. Но агрегаторы при этом оставались как будто в стороне,  не неся ответственности за происходящее ни перед водителями, ни перед клиентами. После принятия закона эта лакуна будет устранена, — резюмировал Степан Орлов.