Высокий мужчина, в движениях которого чувствуется военная выправка, внимательно рассматривает экспонаты. Прикасается к фотографиям, на которых улыбающиеся комсомольцы, вспоминает юность.
– Я был направлен на строительство Байкало-Амурской магистрали 22- летним лейтенантом в 1979 году, – рассказывает генерал-майор Александр Бычков. – Мы были военными железнодорожниками, строили участок от Тынды до Комсомольска-на-Амуре. Другая часть строителей двигалась нам навстречу из Комсомольска-на -Амуре – в Тынду. Соединить эти участки удалось только через десять лет. Сейчас интересно вспоминать, что тогда нас совершенно не пугала бытовая неустроеннность – жить поначалу приходилось в палатках, но мы их утепляли.
У некоторых ребят волосы к подушке примерзали, а утром они шли и строили дорогу! Тогда в силу молодости любые трудности казались преодолимыми.
По словам Александра Бычкова, сложнее всего было первым группам строителей, которые приехали в 1974 году в абсолютно пустое место.
– Там была глухая тайга, где даже охотничьи тропы не встречались! Эти ребята выбрали места для строительства городков, и началась работа. Ведь сначала нужно было хотя бы как-то обустроить быт. В то же время всё прибывали эшелоны с техникой и военными строителями. Так что рабочих рук хватало. Следующие группы строителей жили в специальных вагончиках, которые по виду напоминали приплюснутые бочки. В шутку место, где они находились, прозвали "улицей Диогена". Был там и свой "Арбат" – на этой просеке молодёжь пела авторские песни, а художники время от времени писали пейзажи.
БАМ быстро разрастался. Как вспоминает Александр Бычков, его подразделение строило, помимо дороги, городки и детские сады. Ведь офицеры приезжали с жёнами и детьми.
– У меня у самого там сын родился! Жена приехала примерно через год после того, как я начал там работать. Рожала она в воинской части, в самом обычном медпункте, где условий практически не было, но были отличные врачи. БАМ очень быстро "прирастал" детьми, молодожёнами и стал таким отдельным "государством", где все мы жили без интриг и были открыты душой. Помню такое фото: лейтенант несёт на руках свою невесту и идёт по только что построенным путям. Свадьбы на БАМе стали играть всё чаще..
Солдаты очень быстро научились печь хлеб, завели коров, и для всех желающих было свежее молоко. Всё это скрашивало непростые будни.
– Сложностей хватало. Природно-климатические условия не давали расслабляться: техника ломалась, рельсы гнулись. Словом, вечная мерзлота создавала много проблем, – говорит Бычков. – Один только Дуссе-Алиньский тоннель чего стоил! Его построили ещё в 50-х годах. Но он был в запустении с того времени. Нам было поручено этот тоннель восстанавливать – он был весь во льдах. Солдаты вручную, обычным ломом сдалбливали лёд, освобождая почти двухкилометровый тоннель. А ещё лёд растапливали двигателями от самолётов – это придумали наши военные. И уже через полтора года по этому тоннелю прошёл первый поезд! Это было нашей большой победой!
Как вспоминает Александр Бычков, главный этап строительства длился до 1984 года. Тогда, в знак окончания значительной части работ, бригадир Иван Варшавский вбил "золотой костыль" на стыковке БАМа – разъезде Балбухта.
– БАМ нас и сдружил, и сильно закалил, дал возможность проверить, что практически любые планы осуществимы. Некоторые из строителей так полюбили этот край, что остались там жить вместе с семьями. И я их понимаю: есть красивые, завораживающие места. А какая там рыбалка и охота! А если бы вы видели, как цветёт багульник! – восхищается Александр Бычков.
Только фактыБайкало-Амурская магистраль стала символом эпохи. Её протяжённость составляет 4287 км, а вместе с ответвлениями и соединительными линиями – 5600 км. Это самый короткий железнодорожный путь из центра страны к портам Тихого океана, в Южную Якутию и другие отдалённые регионы.Магистраль проходит по территории Иркутской и Амурской областей, Хабаровского и Забайкальского края, Бурятии и Якутии.БАМ пересекает 11 полноводных рек и 7 горных хребтов.Всего в процессе строительства БАМа было задействовано более двух миллионов человек. Выставка в Музее современной истории России " Между прошлым и будущим. К 50-летию БАМа" продлится до 24 ноября. На ней представлены макеты мостов и тоннелей, вокзалов и железнодорожных станций, а также письма, награды, фотографии и личные вещи строителей.