"Между прошлым и будущим. К 50-летию БАМа": самое интересное о выставке в Москве

Metro узнало, как жили, работали и о чём мечтали строители легендарной дороги
"Между прошлым и будущим. К 50-летию БАМа": самое интересное о выставке в Москве
Елена Купцова
Александр Бычков вспоминает, как на первых порах на БАМе жили в палатках и утепляли их.

Высокий мужчина, в движениях которого чувствуется военная выправка, внимательно рассматривает экспонаты. Прикасается к фотографиям, на которых улыбающиеся комсомольцы, вспоминает юность.

– Я был направлен на строительство Байкало-Амурской магистрали 22- летним лейтенантом в 1979 году, – рассказывает генерал-майор Александр Бычков. – Мы были военными железно­дорожниками, строи­ли участок от Тынды до Комсомольска-на-Амуре. Другая часть строителей двигалась нам навстречу из Комсомольска-на -Амуре – в Тынду. Соединить эти участки удалось только через десять лет. Сейчас интересно вспоминать, что тогда нас совершенно не пугала бытовая неустроен­нность – жить поначалу приходилось в палатках, но мы их утепляли.

У некоторых ребят волосы к подушке примерзали, а утром они шли и строили дорогу! Тогда в силу молодости любые трудности казались преодолимыми.

По словам Александра Бычкова, сложнее всего было первым группам строителей, которые приехали в 1974 году в абсолютно пустое место.

– Там была глухая тайга, где даже охотничьи тропы не встречались! Эти ребята выбрали места для строительства городков, и началась работа. Ведь сначала нужно было хотя бы как-то обустроить быт. В то же время всё прибывали эшелоны с техникой и военными строителями. Так что рабочих рук хватало. Следующие группы строителей жили в специальных вагончиках, которые по виду напоминали приплюснутые бочки. В шутку место, где они находились, прозвали "улицей Диогена". Был там и свой "Арбат" – на этой просеке молодёжь пела авторские песни, а художники время от времени писали пейзажи.

Сейчас о стройке века напоминают личные вещи комсомольцев и многочисленные фото.
Елена Купцова.
Сейчас о стройке века напоминают личные вещи комсомольцев и многочисленные фото.

БАМ быстро разрастался. Как вспоминает Александр Бычков, его подразделение строило, помимо дороги, городки и детские сады. Ведь офицеры приезжали с жёнами и детьми.

– У меня у самого там сын родился! Жена приехала примерно через год после того, как я начал там работать. Рожала она в воинской части, в самом обычном медпункте, где условий практически не было, но были отличные врачи. БАМ очень быстро "прирастал" детьми, молодожёнами и стал таким отдельным "государством", где все мы жили без интриг и были открыты душой. Помню такое фото: лейтенант несёт на руках свою невесту и идёт по только что построенным путям. Свадьбы на БАМе стали играть всё чаще..

На БАМе были популярны свадьбы, строились детские сады и школы.
Елена Купцова
На БАМе были популярны свадьбы, строились детские сады и школы.

Солдаты очень быстро научились печь хлеб, завели коров, и для всех желающих было свежее молоко. Всё это скрашивало непростые будни.

– Сложностей хватало. Природно-климатические условия не давали расслабляться: техника ломалась, рельсы гнулись. Словом, вечная мерзлота создавала много проблем, – говорит Бычков. – Один только Дуссе-Алиньский тоннель чего стоил! Его построили ещё в 50-х годах. Но он был в запустении с того времени. Нам было поручено этот тоннель восстанавливать – он был весь во льдах. Солдаты вручную, обычным ломом сдалбливали лёд, освобождая почти двухкилометровый тоннель. А ещё лёд растапливали двигателями от самолётов – это придумали наши военные. И уже через полтора года по этому тоннелю прошёл первый поезд! Это было нашей большой победой!

Самым сложным на БАМе было строить тоннели, но и с этим молодёжь того времени справилась на "отлично"
Елена Купцова.
Самым сложным на БАМе было строить тоннели, но и с этим молодёжь того времени справилась на "отлично"

Как вспоминает Александр Бычков, главный этап строительства длился до 1984 года. Тогда, в знак окончания значительной части работ, бригадир Иван Варшавский вбил "золотой костыль" на стыковке БАМа – разъезде Балбухта.

– БАМ нас и сдружил, и сильно закалил, дал возможность проверить, что практически любые планы осуществимы. Некоторые из строителей так полюбили этот край, что остались там жить вместе с семьями. И я их понимаю: есть красивые, завораживающие места. А какая там рыбалка и охота! А если бы вы видели, как цветёт багульник! – восхищается Александр Бычков.

Только факты

Байкало-Амурская магистраль стала символом эпохи. Её протяжённость составляет 4287 км, а вместе с ответвлениями и соединительными линиями – 5600 км. Это самый короткий железнодорожный путь из центра страны к портам Тихого океана, в Южную Якутию и другие отдалённые регионы.

Магистраль проходит по территории Иркутской и Амурской областей, Хабаровского и Забайкальского края, Бурятии и Якутии.

БАМ пересекает 11 полноводных рек и 7 горных хребтов.

Всего в процессе строительства БАМа было задействовано более двух миллионов человек. 

Выставка в Музее современной истории России " Между прошлым и будущим. К 50-летию БАМа" продлится до 24 ноября. На ней представлены макеты мостов и тоннелей, вокзалов и железнодорожных станций, а также письма, награды, фотографии и личные вещи строителей.