
23-летняя Елена работает в одном из сетевых заведений столицы уже почти полгода и успела понять: чаевые – вопрос для каждого сугубо индивидуальный.
– Проходимость в заведении у нас большая, но с чаевыми никогда не угадаешь. Иногда за каждым столиком что-то оставляют и вечером ты настоящая богачка, а бывает, что за день и трёхсот рублей не наберётся, – рассказывает девушка. – Мне раньше казалось, что студенты на чай никогда не оставляют, но они, как правило, 50 рублей хотя бы чеку кладут. А вот самая наглая и жадная аудитория – это женщины 40+. Такие дамы, как правило, вынесут тебе весь мозг за свой заказ с чеком в 500 рублей и потом ещё скажут, что чаевые вовсе не обязательны и вообще ты плохо работала. Такие, я думаю, на всех подряд отрываются. Они навряд ли понимают, что ты на смене бегаешь не переставая, и при этом любой косяк повара или бармена сваливают на тебя. Поэтому я сама всегда оставляю на чай хотя бы немного, ведь знаю, как тяжело достаются эти деньги.

Другая москвичка – Юлия – работала официанткой раньше, но хватило девушку всего на пару недель, поскольку работа оказалась очень тяжёлой и неблагодарной.
– Работа официантки казалась мне выходом из безденежья, но на деле заработок был очень невелик. Я работала в кафе неподалёку от МКАД, проходимость была достаточно большая, а средний чек не превышал 800 рублей. И хотя чаевые составляли большую часть моей зарплаты, получала я их не так много. Мне кажется, у среднестатистических москвичей нет понимания, насколько чаевые важны официантам, поэтому зачастую они их просто не дают, а ведь за эти 50–100 рублей приходится побегать, – вспоминает Юлия. – Однако если удастся попасть в заведение повыше рангом, то и ситуация меняется. Моей подружке повезло попасть в пафосный ресторан на Арбате, где она проработала более двух лет. Там и чек был совсем другой, и публика более денежная, поэтому с чаевыми у неё проблем не было. Была другая – там чаевые приходилось делить на всех, но это уже другой вопрос, согласен ли человек на такую тактику или нет. Жадные ли москвичи? Думаю, нет. Просто каждый живёт по своим принципам, а они у всех разные.

Большие чаевые чаще всего достаются не за просто так. Виктория (имя изменено по просьбе героини) работала официантом в небольшом ресторане на окраине столицы, который часто обслуживал выездные банкеты. Однажды, согласившись на заказ, девушка и четыре её коллеги обнаружили, что им придётся обслуживать армянскую свадьбу на 600 человек. Этот день, как отметила Виктория, она вряд ли забудет.
– Мне кажется, за этот день случилось всё, что могло: и драки, и танцы, и все между собой перессорились, а потом дружно мирились, разве что в потолок не стреляли. Одних только бокалов перебили штук сто, не меньше, – с нервным смехом вспоминает девушка. – Естественно, под конец праздника мы все (а нас было пять девчонок-студенток) были замученные, ни разу не присевшие. Когда пришло время рассчитываться за мероприятие, к администратору за стол подошла невысокая полненькая старушка бодренького вида, бабушка невесты. Надо было видеть, как перед ней расступались гости – сразу было понятно, кто в семье авторитет. В итоге эта милейшая армянская бабуля села за стол, открыла сумку, вытащила из неё настоящий "кирпич" из купюр и со скоростью счётной машинки отсчитала админу за все позиции в счёте, а потом подозвала всех официанток к себе и выдала каждой по 20 тысяч на руки. Нам за смену-то заплатили около пяти тысяч всего, а тут столько денег, практически месячный оклад за один день. Потом были и другие свадьбы, но это я до сих пор вспоминаю как боевое крещение, после которого мне в этой жизни было уже ничего не страшно.