Безграничная дружба
Режиссёр Ефим Грабой познакомился с Раей совершенно случайно, но он уверен, что такие встречи случайными не бывают.
– Я искал ветерана Второй мировой войны, с которым можно было бы пройти весь путь глубокого познания его травм, – рассказывает Metro Ефим. – На тот момент мой друг как раз фотографировал семьи ветеранов по всему Израилю. Он дал мне контакты Раи, блокадницы из Холона, и сказал, что она мне точно понравится. Наш первый телефонный разговор длился около двух часов, в конце которого Рая заявила, что не любит общаться по телефону, и пригласила меня в гости. Едва войдя в её дом, я понял, что останусь с этой женщиной надолго. Правда, не думал, что на целых 4 года.
У Раи и режиссёра по ходу съёмок складывались очень интересные отношения. Ефим не понимал, как найти подход к этой сильной женщине с непростым характером, а она вела себя настороженно и командовала им. Но спустя месяцы они настолько сблизились, что стали почти родными. "Фима уже знает цвет моего нижнего белья", – шутит Раиса Борисовна.
Это была такая настоящая безграничная дружба, что я даже придумывал дополнительные съёмочные дни, чтобы только с ней встретиться, – признаётся Ефим. – Она открылась для меня с другой стороны. Это очень красивая, светлая, невероятная женщина, которая несёт истину, мудрость и любовь. Когда Рая приоткрыла мне дверь в свой мир, я понял, что моя миссия – через её эмоции и внутренние переживания рассказать о войне и жизни после неё.
Сталкивалась я с очень большим количеством людей, которые прошли эту войну. Есть слово "помню" и есть "вспоминаю" — это разные вещи. Вспоминаю я многое довольно редко, а помню всё — или думаю, что всё. Все люди, которые прошли войну, помнят всё. Но не все любят говорить о войне. Раиса Борисовна Синицина
Засушенный цветок
Интонация, с которой Рая говорит о своём прошлом, лишена пафоса и искусственного героизма.
– В самом начале войны меня позвали в операционную. На столе лежал молодой парень. Надо было ампутировать ногу в верхней трети бедра. Мне сказали: "Держи ногу". Я держу. Они режут, режут... Потом пилой перепиливают кость. И нога осталась у меня в руках. Огромная, тяжёлая. И я упала без сознания вместе с этой ногой.
Тем не менее, по словам Раисы Борисовны, это фильм не о войне, а о взгляде их поколения на то, что сейчас происходит в мире, о доброте, любви и милосердии.
Это своеобразное прощальное письмо ветеранов, которых остаётся всё меньше, их молитва о том, чтобы ужасы той войны никогда больше не повторились.
В фильме в глаза бросается обилие подсолнухов – и, как выяснилось, не случайно.
– Подсолнухи стали символом фильма. Я всегда очень неоднозначно относился к гигантским военным монументам, которые, на мой взгляд, совершено искажают суть героизма и подвигов людей. И я решил в прощальном письме сравнить этих людей с живыми цветами. Для меня армия ветеранов – это поле подсолнухов во главе с Раей.
С цветком сравнивает себя и сама Раиса Борисовна.
– Есть цветы, которые увядают и засыхают, но остаются такими же. Есть цветы, которые осыпаются. Так вот я стараюсь не осыпаться. Я стараюсь оставаться такой же, пусть даже в засушенном состоянии.
Спецпоказы и дискуссии в Москве состоятся 6 мая в 21:00 в "Центре документального кино" и 9 мая в 17:30 в "Каро 11 Октябрь".
Читайте также: Со дна Ладоги подняли молоко, которому 80 лет