Интересно, что Михаил Васильевич Ломоносов, чьё имя носит Московский государственный университет, никогда сам в нём не был. Но без него, конечно, университета бы не существовало. А всё началось с того, что на почве интереса к стихосложению и науке с Ломоносовым сдружился царедворец Иван Иванович Шувалов. Их общее видение роли науки в преобразовании общества воплотилось в проекте учреждения Московского университета. В нём было три факультета – философский, медицинский и юридический, а для изучения необходимых для будущих студентов латыни и немецкого задумывалась университетская гимназия.
14 июля 1754 года Шувалов подал проект в Сенат, и уже через год, 12 (25) января императрица издала Указ об учреждении Московского университета.
– Для Елизаветы Петровны этот проект был очень значимым, – рассказывает Ольга Дмитриева, куратор, доктор исторических наук, замгендиректора Музеев Московского Кремля. – Она прониклась идеями Шувалова и Ломоносова, знала, что её отец, Пётр Великий, мечтал об университете для России, и поэтому видела свою миссию в том, чтобы реализовать его замысел.
Шувалов в итоге положил свою жизнь и состояние на благо университета – и не только его. Московский университет, как брошенное в землю зерно, дал сразу несколько побегов: при нём открылась Академия художеств, типография, появилась первая в столице газета "Московские ведомости", с помощью которой стало возникать то, что сегодня принято называть "общественным мнением". Шувалов стал не только первым куратором Московского университета, но и первым президентом Академии художеств: на свои личные средства он приглашал преподавателей и учёных, оплачивал их проживание, собирал для университета коллекции научных материалов, а для академии – живопись и графику, которые впоследствии стали основой собрания западноевропейской живописи Государственного Эрмитажа.
Иван Шувалов был не единственным, кто жертвовал личное состояние на развитие учебного заведения: по сути, вся история Московского университета состояла из масштабных даров в его пользу, которые приносили богатейшие люди империи. И, пожалуй, именно эта, возможно, сегодня малоизвестная широкой публике, сторона истории университета по-хорошему удивляет на выставке больше всего. Разумеется, свою роль сыграл и дух времени – эпоха Просвещения, в которой идее образованности поклонялись как высшей, более могучей, чем власть золота, силе. Образ Храма Минервы, вынесенный в название выставки, содержит двойную аллегорию: здесь и распространённый в то время образ императрицы, просвещённой монархини и богини мудрости, и, собственно, университет как святилище наук и премудрости.
Принести дар университету считали своим долгом практически все известные дворянские фамилии и представители состоятельных российских семей: например, граф Алексей Разумовский бесконечно дарил университету многочисленные образцы флоры и фауны, минералов и окаменелостей, привезённые из экспедиций, которые он организовывал – в 1805 году на их основе возник первый музей натуральной истории в Москве, ныне Зоологический музей.
– Княгиня Дашкова, князь Урусов, графы Строгановы, дворяне и купцы дарили университету свои огромные библиотеки, научные кабинеты, земли, сады, – рассказывает Ольга Дмитриева. – А светлейший князь Григорий Потёмкин, который когда-то был студентом университета, вообще перечислял своей альма-матер доходы с одной из собственных деревень.
Всё это было бы невозможно без монаршего примера и того, что принято называть государственной политикой. Университет всегда был под заботливым царским крылом: после Елизаветы Петровны его взяла под опеку Екатерина II, принесшая ему грандиозный дар – новое здание. Поначалу университет располагался на месте нынешнего Государственного исторического музея, на Красной площади у Воскресенских ворот, но довольно быстро это сооружение стало тесным. И Екатерина поручает своему любимому архитектору Матвею Казакову разработать проект нового здания у стен Кремля. Место это было выбрано ею не случайно: в Кремле строился Сенат – "Храм Разума", а напротив, буквально через дорогу, университет – "Храм Науки". Два творения Казакова символизировали единство просвещённой власти и общества, престола и университетской кафедры.
На выставке под оригинальным чертежом здания университета руки Казакова размещён другой подлинный документ – рескрипт Екатерины Шувалову о пожаловании на строительство 125 тысяч рублей, в котором есть интересная приписка: царица распоряжается отдавать материалы от кремлёвского строения на здание университета. Таким образом, нынешнее здание МГУ связано с центром российской власти и архитектурно, и символически.
– После этого университет переживает очередной подъём: из государственной казны на его нужды идут огромные средства, при Екатерине издано постановление, что лекции нужно читать на русском языке, при ней освящается церковь во имя святой Татианы, – рассказывает Ольга Дмитриева. – Университет порождает новую концепцию благородства: студент, даже если он был разночинцем, приравнивался к дворянскому сословию и мог носить шпагу.
Об эпохе Александра I напоминает большой, обитый зелёным бархатом, том с вислой печатью – Утвердительная грамота Московского университета, который теперь стал носить статус Императорского. Теперь профессоров и студентов приравняли к разрядам табели о рангах: студент получил 12 разряд, профессор – седьмой, а ректор – пятый, и все теперь могли быть награждёнными орденами Российской империи.
Сам царь тоже был университетским меценатом. Уже через два года после восшествия на престол он преподнёс университету весьма щедрый дар: за 50 тысяч гульденов выкупил одну из богатейших европейских коллекций, которую собрала польская княгиня Анна Яблоновская (там было всё, от научных приборов до ювелирных изделий). После пожара 1812 года университет сильно пострадал, и всю коллекцию спасти не удалось, но на выставке сияют чистым золотом несколько чудом сохранившихся монет – как незакатное солнце славы Московского университета и напоминание о тех, для кого просвещение было дороже золота.