Венчальное платье жены Константина Мельникова сохранилось чудом

После трёх лет реставрации его можно увидеть на выставке "Муза архитектора Мельникова", открытой к 135-летию со дня рождения зодчего
Венчальное платье жены Константина Мельникова сохранилось чудом
Пресс-служба Музея архитектуры имени А.В. Щусева
Свадебное платье Анны Мельниковой в процессе реставрации.

16 апреля 1912 года бедный студент живописного отделения Московского училища живописи, ваяния и зодчества Константин Мельников венчался в церкви Малое Вознесение на Большой Никитской улице с купеческой дочерью Анной Яблоковой. Этот брак был счастливым и продлился долгих 62 года и, возможно, без него не было бы ни Дома Мельникова, ни воплощения других его гениальных замыслов. 

Мельников познакомился со своей будущей женой за два года до этого, летом 1910 года во время отдыха на волжской даче у своего друга, инженера-теплотехника Владимира Чаплина. Знакомство состоялось на танцах, после этого Константин стал бывать дома у Яблоковых и начал писать портрет Анны. 2 апреля он решился сделать ей предложение (свою речь он репетировал с 21 марта). Его сомнения были понятны: невеста была богата, а он беден, и Константин не исключал отказа её отца. 

Анна Гавриловна Яблокова (Мельникова).
Пресс-служба Музея архитектуры имени А.В. Щусева
Анна Гавриловна Яблокова (Мельникова).

"Как сделать предложение? Вопрос серьёзный и трудный при данных обстоятельствах, – пишет Мельников в дневнике. – Во-первых, нет ни копейки денег. Во-вторых, в училище дела не важны, оставлен по рисунку и не сданы ещё зачёты. Эх! Не всё ли равно? Нужно же наконец приступить, а то выходит, что я какая-то тряпка – не делаю предложения и не перестаю ходить к ней. Положу конец моей вялости и неопределённости".

Отец Анны, купец-старообрядец Гаврила, дал согласие на брак и обеспечил приданое невесте в 1500 рублей – по тем временем немалая сумма. 

"Приду пораньше с букетом цветов. Потом попрошу Гаврилу Семёновича выслушать меня. "Гаврила Семёнович, я решился наконец заговорить о серьёзном моём решении. Мы с вами знакомы вот уже три года. Вы почти знаете меня. Знаете, что я ещё ученик и пленник определённого положения. Я очень долго колебался, прежде чем решиться на женитьбу, потому что по правилу я прежде должен был кончить училище и быть бы настоящим солидным женихом, достойным Анны Гавриловны. Но ждать, когда я кончу училище, нет времени... Восхвалять себя я не буду. Если вы пожелаете узнать обо мне поподробнее (всякому дорого своё детище), то езжайте к Чаплину и он вам расскажет про меня. Вам это необходимо знать".
Из дневника Константина Мельникова, 21 марта 1912 года.
Семья Мельниковых (слева направо): Анна, Виктор, Людмила, Константин. 1915 год.
Пресс-служба Музея архитектуры имени А.В. Щусева
Семья Мельниковых (слева направо): Анна, Виктор, Людмила, Константин. 1915 год.

Анна Гавриловна разделила с Константином Степановичем всю его непростую, даже трагичную судьбу, всегда помогая и поддерживая. Своё свадебное многослойное платье из шёлка и шифона в стиле модерн она бережно сохранила, и теперь после трёх лет реставрации его можно увидеть в залах Музея архитектуры имени А. В. Щусева.

Среди всех предметов мемориального наследия семьи Константина Мельникова, которые сегодня восстанавливают к юбилею выдающегося архитектора, реставрация венчального платья его супруги стала самой нетипичной для Музея архитектуры и, пожалуй, одной из самых непростых. 

– Платье чудом сохранилось в Доме Мельникова, – рассказывает Анна Кистанова, директор Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых. – Когда было принято решение отдать его на реставрацию, я ждала самого печального вердикта: спасти невозможно, только сшить платье-дублёр. Но, к счастью, платье удалось сохранить практически в первозданном виде. 

Свадебное платье Анны Гавриловны Мельниковой.
Пресс-служба Музея архитектуры имени А.В. Щусева
Свадебное платье Анны Гавриловны Мельниковой.

Работа реставратора Татьяны Соколовой над платьем длилась целых три года. Платье было очищено от загрязнений, разрывы и утраты ткани восстановлены и восполнены, бисер на отделочных вставках укреплён нитками, подобранными под оригинальную золотистую гамму. И теперь любой, кто его увидит, может совершить маленькое путешествие в эпоху модерна.

Свадебное платье Анны Гавриловны Мельниковой.
Пресс-служба Музея архитектуры имени А.В. Щусева
Свадебное платье Анны Гавриловны Мельниковой.
Пресс-служба Музея архитектуры имени А.В. Щусева
Свадебное платье Анны Гавриловны Мельниковой.
Пресс-служба Музея архитектуры имени А.В. Щусева
На выставке "Муза архитектора Мельникова".
Пресс-служба Музея архитектуры имени А.В. Щусева
На выставке "Муза архитектора Мельникова".
Пресс-служба Музея архитектуры имени А.В. Щусева
На выставке "Муза архитектора Мельникова".
Пресс-служба Музея архитектуры имени А.В. Щусева
На выставке "Муза архитектора Мельникова".
Пресс-служба Музея архитектуры имени А.В. Щусева
На выставке "Муза архитектора Мельникова".
Пресс-служба Музея архитектуры имени А.В. Щусева
Свадебное платье Анны Гавриловны Мельниковой.1/8