Уволены оба пилота, посадившие A320 в пшеничном поле под Новосибирском

Второй пилот "Уральских авиалиний" Эдуард Семёнов уволен – вслед за командиром экипажа Сергеем Беловым. Оба успешно посадили "Аэрбус" на пшеничное поле в 180 километрах от Новосибирска, поначалу став героями
Уволены оба пилота, посадившие A320 в пшеничном поле под Новосибирском
@РИА "Новости"
Члены экипажа самолета авиакомпании "Уральские авиалинии", совершившего аварийную посадку на грунт в Убинском районе Новосибирской области

Как пишет РИА "Новости", по итогам медкомиссии Семёнов должен был перевестись на наземную работу, но от предложения отказался. В пресс-службе перевозчика пояснили, что лётчика признали негодным к коммерческим полётам. До увольнения он находился в отпуске без содержания. Его жена рассказывала, что Семёнов вынужден подрабатывать таксистом и грузчиком, но хотел вернуться к полётам и даже проходил дополнительное обучение. Для него разработали и утвердили план подготовки и назначили психолога. И всё же с престижной работой ему пришлось распроститься.

Ранее, 15 апреля 2024 года, лишился работы и Сергей Белов – после расследования авиаинцидента командир написал заявление по собственному желанию.

12 сентября 2023 года авиалайнер A320  летел из Сочи в Омск, но совершил экстренную посадку на пшеничном поле. При заходе на посадку в Омске у самолёта отказала "зелёная" гидросистема (одна из трёх). В итоге "Аэрбус" пошёл на второй круг, затем Белов решил всё-таки лететь в Новосибирск, где длиннее ВПП, поскольку проблемы с гидросистемой могли увеличить посадочную дистанцию.

Поначалу пилотов чуть ли не объявили национальными героями – никто из пассажиров серьёзно не пострадал. Лишь пятеро из 161 пассажира обратились к врачам (ушибы, повышения артериального давления). Уголовное дело возбудили по статье о нарушении правил безопасности эксплуатации самолёта. Airbus A320 долгое время разбирали по частям с места экстренной посадки.

Заслуженный лётчик России Юрий Сытник рассказал Metro, что произошло с самолётом и объяснил, в чём ошибались пилоты.

– Отказала одна из гидросистем самолёта, – рассказал Сытник. – В этом случае происходят небольшие неполадки (какой-то вид техники может работать похуже). Но ситуация – не критическая. Всегда есть резервные системы, с которыми экипаж спокойно заходит на посадку, садится. Эти два пилота могли сажать самолёт ещё в Омске. Ведь отказ гидравлики – "копеечное дело". Но в итоге решили лететь в Новосибирск. При этом были пассажиры, которые летели в Омск, самолёт в аэропорту ждали аварийные службы, диспетчеры. 

Сытник напомнил, что пилоты жаловались на нехватку взлётно-посадочной полосы в Омске, других возможных проблемах. Поэтому и сообщили диспетчеру, что идут на запасной аэродром.

– Но они могли просто открыть руководство лётной эксплуатации в кратком виде и прочитать, что если две гидравлические системы работают, то вполне можно приземляться. Они даже выпустили шасси, но потом забыли их убрать. А ведь топливо с выпущенными шасси расходуется иначе, самолёт летит уже как кусок железа, идёт большое сопротивление, нет нормального обдува. Компьютер посчитал, что топлива хватит, но без учёта шасси. Пролетели 20 минут – и стало ясно, что топлива не хватает. Можно было вернуться в Омск, сказать, что принято ошибочное решение – но всё равно полетели в Новосибирск. Это было безрассудное решение! Когда топлива оставалось на 15 минут, надо было куда-то садиться. Нашли пшеничное поле, сели – Господь всех спас. Но самолёт-то в итоге списали, порезали. Считаю – правильно, что оба уволены.

Данир Юсупов – ещё один пилот "Уральских авиалиний", который сажал самолёт в поле (но только в кукурузном). Сытник отметил, что в том случае причина садиться была куда весомее.

– В самолёт попали птицы, был отказ двигателей – неполная их работа. И тогда были допущены ошибки – например, самолёт садился с выпущенными шасси. Но все выжили, самолёт был целый.