
Гроссмейстер Дмитрий Гордиевский перешёл на тренерскую деятельность во время пандемии. Одним из первых его учеников стал Юрасов:
– Когда начали работать, стало понятно, что Матфей талантлив. Обычно это сразу видно. Перспективные ребята играют очень энергично и активно, не ощущают авторитетов и стараются обыграть любого. Кто-то во время сеанса старается делать ничьи, а Матфей всегда старался выиграть.
У Юрасова выработались навыки, помогающие бороться с оппонентами, которые пытаются делать ничьи, отмечает Гордиевский:
– На подобных детских турнирах это является самой большой сложностью. Так как Матфей был одним из фаворитов, большинство соперников не пытались выиграть. При первой возможности они сворачивали игру. Матфею надо было больше рисковать. Он хорошо справлялся.
Победа на первенстве мира не стала для тренера сюрпризом. Сейчас они концентрируются уже на взрослых шахматах:
– Матфей может играть и с гроссмейстерами, и с мастерами, стремится побеждать существенно более сильных соперников. Удивление было бы, не выиграй он этот турнир.
Дмитрий подчёркивает, что и среди сверстников Юрасова есть очень сильные ребята. Например, несколько шахматистов из Аргентины:
– На турнире в Сербии тоже были перспективные ребята, но у них было меньше опыта. Класс отличался. Матфей был сильнейшим. Поэтому было много радости лишь сразу после победы. Титульные турниры довольно нервозные, особенно решающие партии. Но обычно Матфей себя показывает очень хорошо.
Наставник вспоминает, как его воспитанник выигрывал чемпионаты мира по блицу:
– В одном из последних туров он проигрывал, но показал характер, выиграл несколько партий подряд, вернулся в борьбу и победил. А последний турнир он прошёл чисто: ни одного поражения, несколько ничьих чёрными и довольно убедительные победы.
Наставник подтверждает, что шахматы становятся моложе. Этому способствует игра онлайн, позволяющая юным спортсменам встречаться с лучшими шахматистами мира, получая опыт:
– Дети могут быстро прогрессировать, рано начиная играть с гроссмейстерами. Раньше, чтобы набрать большое количество партий, необходимо было играть очень много турниров вживую, что физически невозможно сделать. Сейчас можно набрать десятки тысяч партий с очень сильными шахматистами, сидя дома за компьютером, и существенно раньше выходить на высокий уровень.
Тренер заявляет, что они с учеником ставят определённые глобальные задачи, а не просто идут от одного турнира к другому:
– Работа ведётся с целью набрать наивысшие рейтинги, войти в топ мировых шахмат и бороться за звание на первенстве мира. В течение года ожидаем выполнение титула международного мастера. Одна норма из трёх уже выполнена, по рейтингу он вплотную подходит к этой отметке. А в течение двух лет можно будет выполнить и гроссмейстера. Безусловно, Матфей не рассматривает это как детское занятие. Для него шахматы – это жизнь.
Гордиевский замечает: считается, что стиль игры отражает то, какой человек в жизни. Но не в случае Юрасова:
– В жизни он очень скромен, работает много и в тишине, довольно равнодушен к вниманию к себе. Но в шахматах у него агрессивный стиль. Интересный парадокс.
Самому Юрасову намного приятнее играть со взрослыми. Юный шахматист объяснил почему:
– На детских соревнованиях я должен каждую партию играть на победу. В случае ничьей или по ражения я получу минус по рейтингу. Если же побеждаю взрослого, сделаю большую прибавку в рейтинге. А проиграю – мой рейтинг останется примерно таким же. Я выбираю смелую тактику, потому что, чтобы самому стать очень сильным шахматистом, нужно уметь побеждать более сильных соперников.
Юрасов подтверждает Metro, что задачи ставятся самые серьёзные:
– Мне не особо страшно думать о возможном завоевании шахматной короны в будущем. Смысл чем-то заниматься, если нет цели?