"Следующая станция – увольнение": как понять, что пора уходить

Каждый понедельник как день сурка. Раздражает коллега, бесит шеф, опустошает бесконечный список задач. А зарплата едва покрывает счёт за нервы. Терпеть или бежать? Или… есть третий вариант? Metro обсудило все варианты с экспертом
"Следующая станция – увольнение": как понять, что пора уходить
chayanuphol / Copyright (c) 2021 chayanuphol/Shutterstock. No use without permission.
Много людей тяготятся своей профессией. И лишь страх неизвестности и возможности остаться без средств не позволяют написать заявление об уходе.

"Меня не ценят": почему мы ненавидим свою работу

60 тысяч обращений в Роструд за год, 1 миллиард рублей долгов по зарплатам. Известно, что почти 25% людей при повышении в должности создают для своих коллег невыносимые условия работы постоянными придирками, психологическим давлением и унижением. Статистика жестока, но знакома миллионам.

– Страх остаться без денег приковывает людей к нелюбимым местам, – говорит Лиана Давидян, предприниматель, наставник по бизнесу. – Но, когда стресс начинает разрушать здоровье, цена молчания становится слишком высокой.

По словам эксперта, самые частые причины ухода – токсичный начальник, серая зарплата и ощущение тупика. Но смена работы – далеко не всегда лучший вариант. Ситуация может повторяться на новом месте. Прежде чем предпринять решающий шаг, стоит попробовать уладить ситуацию.

Почему возникают конфликты с начальством и как их разрешить

– Конфликты сотрудников с руководством возникают в любой организации. Где бы вы ни работали, порой приходится сталкиваться с давлением, непониманием, нежеланием начальства прислушиваться к потребностям подчинённых, – объясняет эксперт. – Поэтому необходимо научиться правильно коммуницировать, выстраивать границы и отстаивать свои права.

Причина № 1. Низкая зарплата и отсутствие повышения

– В отношениях начальства и подчинённых изначально заложено противоречие, – говорит Лиана Давидян. – Большинство руководителей считает, что сотрудники могли бы работать больше и эффективнее и не “отрабатывают” свою зарплату. Они не готовы платить премии – иногда из-за отсутствия возможности. Подчинённые, в свою очередь, полагают, что их не ценят и требуют слишком много.

Некоторые начальники-трудоголики стремятся к тому, чтобы и их сотрудники работали 24/7. Но далеко не все  готовы жертвовать личной жизнью и отдыхом ради компании, брать на себя большую ответственность и принимать сложные решения.

Что делать?

– Если речь идёт о задержке законных выплат, отказе в отпуске или повышении, замалчивать эту ситуацию не стоит. Важно отстаивать свои права. Сначала попробуйте поговорить с руководителем напрямую, – говорит эксперт. – Если он не устранит нарушение и не предложит компромисс, можно обращаться в суд. Когда речь идёт о карьерном росте, изложите начальству свои ожидания и возможности. Иногда удаётся договориться о результате, который устроит обе стороны.

Причина № 2. Психологическое давление

– Далеко не каждый руководитель обладает навыками дипломатии и психологии и знает, как грамотно управлять коллективом, – считает эксперт. – Зачастую владельцы компаний действуют чересчур жёстко, считая именно такой стиль взаимодействия с сотрудниками основой своего успеха.

Подобное поведение начальства приводит к созданию напряжённой атмосферы, в которой любой подчинённый может оказаться объектом придирок, психологического давления и негативных оценок. Работать в таких условиях крайне тяжело.

Что делать?  

– Поговорите с руководителем откровенно и попытайтесь выяснить причину такого отношения к вам, – советует Давидян. – Отстаивайте свою позицию и направляйте начальника к корректной коммуникации. Если не получается сделать это напрямую, попросите помощи людей, имеющих авторитет в коллективе.

Причина № 3. Ошибки коммуникации

– Конфликты с начальством и в коллективе могут возникать по причине неправильной трактовки информации, жестов, взглядов. Некоторые люди не умеют выстраивать конструктивный диалог и по-своему интерпретируют слова и действия собеседника, – продолжает специалист. – Простой пример: руководитель попросил работника подготовить отчёт к обычному сроку, имея в виду конец дня. Но подчинённый трактовал это как окончание недели. В результате на следующий день начальник не получил нужный документ. Возник конфликт, в котором каждая из сторон считала себя правой.

Что делать? 

– Если причина регулярных разногласий – ошибки коммуникации, возьмите инициативу в свои руки, – советует Лиана. – Не стесняйтесь запрашивать обратную связь, задавать уточняющие вопросы, чтобы устранить недопонимания. Когда обратиться напрямую к начальству не получается, узнайте мнение других сотрудников по интересующему вас вопросу. Иногда они могут оказать неоценимую помощь.

"Ты ничего не стоишь": как распознать точку кипения?

Обычно недовольство работой копится и триггерной точкой, “последней каплей”, может стать любая ситуация и даже слово.

– Хорошим методом принятия решения будет простое перечисление плюсов и минусов, что вам не нравится и что вас удерживает на работе, – говорит Лиана. – Негатив всегда ярче переживается. А при таком анализе может оказаться, что не всё в чёрном цвете. Возможно, не хватает инициативы с вашей стороны, чтобы ситуация изменилась к лучшему.

Она советует начать с диалога с начальником, спросить, почему вас не повышают, или объяснить, что задержки зарплаты неприемлемы. Но… что, если шеф лишь усмехнётся? Или начнёт давить ещё сильнее? 

Задуматься об увольнении и смене места работы нужно в следюущих случаях:

– Вы переговорили с начальством, но никаких позитивных изменений это не дало. Руководство не собирается решать проблему, отношение к вам как сотруднику осталось прежним или даже ухудшилось.

– Шеф или коллеги оказывают негативное психологическое давление, и этот стиль управления считается нормой в компании. Если вы не готовы мириться с таким методом коммуникации, придётся менять работу.

 – Вы не видите для себя карьерных и финансовых перспектив в данной организации.

– Есть желание полностью поменять вектор деятельности или открыть своё дело, что невозможно в текущей ситуации.

– Смена профессии или места работы должна быть обдуманным решением. Нелишним будет заранее поговорить на эту тему с начальством и подготовить финансовую подушку, чтобы уверенно смотреть в будущее, – советует Лиана Давидян. – Смена работы – это не слабость. Это взрослая ответственность перед собой.