
Кинооператорам не так часто дают высшее звание народного артиста, и Валерий Гинзбург был среди тех немногих, кто его удостоился.
– Он прожил очень долгую жизнь в искусстве, – рассказывает Metro киновед, хранитель фондов Киностудии им. М. Горького Алексей Тремасов. – После окончания операторского факультета ВГИКа в 1949 году он пришёл на Центральную киностудию детских и юношеских фильмов им. М. Горького, на которой и работал до 1998 года – почти полвека.
Ещё во время учёбы на операторском факультете ВГИКа в 1948 году Валерий Гинзбург дебютировал в качестве кинооператора-практиканта на съёмках фильма "Молодая гвардия" режиссёра Сергея Герасимова. Это был уникальный опыт не только для оператора: съёмочная группа отправилась на место событий, в Краснодон. Следуя принципам вживания в роль по Станиславскому, Герасимов решил провести очень жёсткий эксперимент: он расселил актёров в домах родителей погибших молодогвардейцев. Сценарий писался прямо во время съёмок, дополняясь новыми фактами, почерпнутыми у очевидцев. Картина обрела особую степень достоверности, но в результате и её, и роман Фадеева (который дописывался параллельно со съёмками) режиссёру и писателю пришлось переделать, усилив по традиционным в те годы причинам роль партии.

С Герасимовым Гинзбург сработался, так что после окончания вуза стал на его картинах вторым оператором.
В пятидесятые годы он был оператором-постановщиком комедий Ивана Лукинского "Солдат Иван Бровкин" и "Иван Бровкин на целине" – по популярности этим картинам не было равных. "Солдат Иван Бровкин" побил рекорды по количеству зрителей – его посмотрели более 40 миллионов человек. Зрители завалили студию вопросами, что случилось с Бровкиным дальше, поэтому съёмочная группа отправилась вместе со своим героем в Оренбургскую область в совхоз "Комсомольский" на настоящую целину. Опять для Гинзбурга условия съёмок были максимально приближены к реальности: никаких декораций и массовки, никаких статистов – только настоящий быт и настоящие трактористы, механизаторы и доярки. Актёры жили и работали вместе с целинниками, списывая с них своих героев. После окончания съёмок Валерий Гинзбург и вся съёмочная группа получили грамоты и медали за участие в уборке урожая 1958 года.

Затем Валерий Гинзбург начал сотрудничать с Василием Шукшиным и в 1964 году снял его дебютный полнометражный фильм "Живёт такой парень". Сценарием картины не заинтересовался никто, кроме Сергея Герасимова, который и свёл писателя и начинающего режиссёра с Валерием Гинзбургом.
– Что примечательно, Гинзбург самостоятельно уже снимал фильмы о деревне, поэтому у него очень хорошо получались пейзажи, показ деревенской обстановки, атрибутики, – рассказывает Алексей Тремасов. – И фильм "Живёт такой парень" снимался на природе, прекрасно показана атмосфера и портреты героев.
В 1966 году вышел ещё один фильм Шукшина, который снял Гинзбург – "Ваш сын и брат". Шукшина критиковали за пристрастие к деревенской патриархальности и оголтелое отрицание городской жизни, но операторскую работу оценили очень высоко: Валерий Гинзбург был удостоен за неё Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. "Это была очень достойная награда", – отмечает киновед.

Позднее Валерий Гинзбург работал с Инессой Туманян в картинах "Когда я стану великаном", "Соучастники", "Комментарий к прошению о помиловании". "Соучастники", кстати, даже подавали документы на соискание Государственной премии СССР за эту работу, но премию получить не удалось.
Среди последних картин оператора киновед выделяет работу с его племянником, замечательным режиссёром Евгением Гинзбургом, который снимал музыкальные фильмы. Валерий Гинзбург поработал с ним на двух картинах: "Руанская дева по прозвищу Пышка" и "Простодушный". "По сути, эти два фильма стали финальными аккордами в долгой творческой судьбе Валерия Гинзбурга", – отмечает эксперт.
– В 1988 году он получил премию "Ника" за выдающуюся, на мой взгляд, операторскую работу в фильме Александра Аскольдова "Комиссар". Так случилось, что фильм был снят в 1967 году, но на экраны не был выпущен, и его увидели только спустя 20 лет. И эта работа сразу возымела большой общественный резонанс, – рассказывает Тремасов.

Действие картины разворачивается во время Гражданской войны: комиссар Красной армии Клавдия Вавилова (Нонна Мордюкова) в разгар боёв на Украине к своему ужасу узнаёт о беременности. Покинув полк, она находит приют в семье многодетного еврея Ефима Магазанника (Ролан Быков). После долгих колебаний Клавдия оставляет родившегося сына и уходит догонять армию: она убеждена, что только на полях сражений можно завоевать счастье для своего сына и всех обездоленных на земле.
Как вспоминал потом Александр Аскольдов, против выхода картины выступила "вся еврейская часть студии Горького": "Какие доносы они на меня писали, это трудно себе представить... Марк Донской кричал: "Я готов его собственными руками расстрелять, он клевещет на евреев!.. И тогда встал Шукшин, он сидел, просто сатанел, потом встал и сказал очень яркие полуцензурные слова: "Вы! Да вам не совестно? Мы корячились, пупки у нас развязались, мы думали, что мы о совести человеческой делаем картину... А вы трусы, ничтожества". Шарахнул дверью и ушел".
Валерий Гинзбург заслуженно получил награду: в картине проделана титаническая и новая для своего времени операторская работа. Много длинных пятиминутных планов, сложных движений камеры, очень непростых съёмок с рук, большое количество как бы вырезанных из контекста фрагментов реальности – частей тела или предметов, которые красноречиво о чём-то "рассказывают".

А в 1996 году Гинзбург получил звание Народного артиста Российской Федерации.
– По факту, это высшая награда, какая только может быть у представителей операторского цеха, – рассказывает Алексей Тремасов. – Валерий Гинзбург, конечно же, был одним из самых интересных кинооператоров и работал с очень хорошими режиссёрами. Фильмы, которые он снял, по праву вошли в золотую коллекцию нашего отечественного кино.