Транспорт императоров и аристократов: в Историческом музее показали бесценные кареты

В Государственном историческом музее появилась новая экспозиция — "Каретный дворик" — с уникальными памятниками искусства экипажного дела XVIII-XIX веков. Репортёр Metro побывала на открытии и увидела бесценные кареты во всей красе
Транспорт императоров и аристократов: в Историческом музее показали бесценные кареты
Пресс-служба ГИМ
Карета детей цесаревича Александра Николаевича и его супруги, цесаревны Марии Александровны.

В ней "гоняли" Николай и Владимир Романовы

Небольшая карета цвета индиго, в которой когда-то ездили дети Александра II, кажется столь миниатюрной, так что поверить, как там мог поместиться ребёнок, невозможно. Меж тем, этот экипаж был сделан специально к пятилетию старшей дочери, великой княжны Александры. А затем им пользовались и её братья — Николай и Владимир. Их вензели "НА" и "ВА" помещены на боковых филенках кареты. В Исторический музей она поступила в 1927 году из расформированного Музея мебели, а до 1917 году находилась в Санкт-Петербурге в Придворно-Конюшенном музее. 

Уникальные памятники экипажного дела XVIII-XIX веков в Истрорическом музее.
Пресс-служба ГИМ
Уникальные памятники экипажного дела XVIII-XIX веков в Истрорическом музее.

– Подобные экипажи были очень популярны в XIX веке. Для детей делали кареты, которые подражали экипажам взрослых, и владела ими аристократия, – рассказывает Марина Чистякова, заместитель директора по фондовой работе Государственного исторического музея. – Ребятишки любили разъезжать на них по парку своих усадеб. Запрягали в них пони, иногда козочек и даже овец. Шерсть и гривы животных украшали цветными ленточками, могли позолотить рожки. Езда была любимой детской забавой, целым действом: дети, веселясь, пытались сами управлять своими каретами. Посмотрите, какого она красивого синего цвета! Изначально она предстала перед нами абсолютно чёрной.

Когда детский экипаж поступил на реставрацию, специалисты, увидев тёмный цвет, подумали, что обита она кожей, но после проведения химико-технологических исследований поняли, что карета сделана из дерева и покрашена красками в несколько слоёв. 

 – Мы выяснили, что деревянная основа была покрыта толстым слоем лака, затем шли несколько слоёв грунта, очень толстые и состояли из мела, белил и охры, – рассказывает Ольга Лантратова, заместитель заведующего отделом реставрации Государственного исторического музея, кандидат химических наук. – А поверх толстого слоя лежал лак синего цвета. Мы предположили, что карета вся была покрашена в синий, индиго. Синий — символ ленты Ордена Андрея Первозванного, главной награды Российской Империи. Им награждались царственные дети при рождении. Вероятно, что в чёрный карету перекрасили значительно позже во время каких-то ремонтных работ, чтобы кожу сымитировать. 

Ручная резьба по дереву и золочение – красота деталей кареты детей Александра II.
Пресс-служба ГИМ
Ручная резьба по дереву и золочение – красота деталей кареты детей Александра II.
– Во время научно-химических исследований карет, мы в том числе и восстановили саму уникальную технологию их окраски.
Ольга Лантратова, зав отделом реставрации ГИМа

Сейчас эта миниатюрная копия парадных карет-купе предстаёт перед нами почти в том виде, в каком когда-то ею наслаждались первые владельцы. Сделали её в 1847 году в Москве в экипажном заведении каретного мастера Тимофея Орловского. Под обивкой внутри кузова есть бумажная этикетка, где об этом говорится, и для русского ремесленничества того времени – редчайший случай. Для середины XIX века эта карета была новейшим достижением в каретном строительстве. Двухместная, с кучерскими козлами и запятками для лакеев, оснащена специальным поворотным кругом, обеспечивающим комфортную езду, а чтобы детям было удобно в неё забираться — у дверец сделали подножки. По бокам — четыре застеклённые свечных фонаря, чтобы дети могли кататься и в тёмное время суток.

Павел I возил на ней свою любимую в любую погоду

Для прогулок взрослых представителей императорской семьи делали в XIX веке облегчённые коляски, которыми они также управляли самостоятельно. И одна из них стоит в "Каретном дворике" рядом с детской каретой. Красивейший экипаж российского императора Павла I и его супруги императрицы Марии Фёдоровны. 

Коляска императора Павла I и его супруги императрицы Марии Фёдоровны.
Пресс-служба ГИМ
Коляска императора Павла I и его супруги императрицы Марии Фёдоровны.

— Эта коляска была для выездов в пригородных владениях царской семьи, — говорит Марина Чистякова. — Двухместная с откидывающимся верхом в хорошую погоду, и в дождливую – защищающую своих владельцев, она изысканно проста и прекрасна. Посмотрите, стенки кузова сделаны из листового серебра и декорированы бронзовыми накладками в виде розеток и цветочных гирлянд, золочёные медальоны под короной с вензелем императорской четы на всех сторонах кузова. Внутри она обита светлым атласом с узорной вышивкой шёлком и золотыми нитями, а пол обтянут кожей, по краю украшен золочёнными гвоздиками с широкими шляпками. 

По сведениям Придворно-Конюшенного музея, где императорская коляска хранилась с 1861 года, в 1800 году её приобрели для Павла I у известного каретного мастера Георга Гейгера. По документам коляска называлась "английской", так как на рессорах английские клейма. О её происхождении доподлинно неизвестно. Вероятно, Гейгер, который не только изготавливал экипажи, но их и ремонтировал, использовал для этой коляски привезённые из Англии детали, которые очень славились своей рессорной сталью. А возможно, коляска и вовсе была сделана в Англии, а Гейгер лишь занимался её починкой. 

В наружной обивке использована кожа, во внутренней – атлас с узорной вышивкой шёлком и  золотыми нитями.
Пресс-служба ГИМ
В наружной обивке использована кожа, во внутренней – атлас с узорной вышивкой шёлком и золотыми нитями.

— К нам она попала в 1927 году, — рассказывает Марина  Чистякова. — Эта коляска – настоящая путешественница: в числе наиболее ценных экспонатов её перевезли в Москву, где поместили в Нескучном саду, в манеже Александринского дворца, там располагался Музей мебели. 

Она стала роскошным подарком в день свадьбы

Но самая роскошная карета из "Каретного дворика" — парадная Berline графини Анны Матюшкиной, фрейлины императрицы Екатерины II, в девичестве Гагариной. Позолоченная, она была создана в Российской Империи в первой половине 1760-х французскими мастерами, одним из которых был Этьен Кенель, первый подмастерье в придворных экипажных мастерских в Париже. Украшена живописной композицией из двух гербов графов Матюшкиных и князей Гагариных, с обеих сторон которые  окружают два бурых медведя. А затем эту композицию закрыли гербы новых владельцев – дворян Глебовых-Стрешневых. Семьи дружили, и Елизавета Стрешнева получила карету от Анны в дар в день бракосочетания с генералом Фёдором Глебовым.

Парадная карета Berline графов Матюшкиных.
Пресс-служба ГИМ
Парадная карета Berline графов Матюшкиных.

— Такие экипажи предназначались для официальных и торжественных выездов, — объясняет Марина Чистякова. — В декоре этого экипажа прослеживаются черты рококо и классицизма. Художественное оформление изумительное: выполнены резьба и роспись по дереву, здесь и литьё, и чеканка, и золочение, и бронза, и инкрустация перламутром. Экипаж находился в каретных сараях усадьбы Покровское-Стрешнево, и когда поступил к нам, был в очень печальном состоянии. 

Живописная гербовая композиция на карете Berline.
Пресс-служба ГИМ
Живописная гербовая композиция на карете Berline.

Ольга Лантратова рассказывает, что была совершенно утрачена обивка кареты.

— Вместо неё — драные клочки коричневой, жёлтой и зелёной тканей. Мы стали исследовать красители в этих тканях и установили, что карета была обита нежно-голубым бархатом. Наш заместитель по науке поехал в Италию и купил материал, подходящий по составу и соответствующий тому времени. Теперь он украшает внутреннее убранство экипажа.

–  Эти старинные кареты как современные Майбахи в лучшей коплектации  –  показатель статусности владельцев.
Валерий Медведев, управляющий "Городисский и Партнёры", фирмы, которая принимала финансовое участие в реставрации экипажей

Реставрации всех трёх памятников экипажного дела проходили в Москве с 2003 по 2014 годы, и теперь кареты обрели своё почётное место в стенах музея. По словам Алексея Левыкина, генерального директора ГИМ, в хранилищах сейчас находятся около 20 старинных экипажей, в собранном виде и в разобранном, которые запланировано в будущем отреставрировать.