Репортёр Metro учился отличать заячьи следы от собачьих и даже в чём-то преуспел

Как только столица покрывается снегом, экологи начинают учёт зимующих животных и птиц. Репортёр Metro тоже отправился на “охоту” за зайцами
Репортёр Metro учился отличать заячьи следы от собачьих и даже в чём-то преуспел
Фото Эльвира Якупова
Такие следы оставляет заяц-беляк.

Искать косых вместе с главным специалистом отдела экологического просвещения и учёта животных “Мосприроды” Анастасией Купцовой идём в парк-заказник “Долгие пруды” на окраине Северного района. Здесь по московским меркам малолюдно, а значит – больше вероятности отыскать следы пушистых зверушек. Вышли мы рано утром, но местные собачники встали ещё раньше – и вот уже на снегу в парке дорожки и зигзаги, оставленные лапами домашних четвероногих.

– След зайца легко отличить от собачьего, – объясняет мне Анастасия. – Во время бега он выбрасывает задние лапы вперёд, они у него намного сильнее и длиннее передних. Причём у русаков следы больше, чем у беляков, да и сами они крупнее.

А вот и первые заячьи следы, правда, уже почти занесённые снегом. Косой кружил около группы молодых деревьев недалеко от деревянного настила, по которому прогуливаются люди.

– Это популярное место вылазки, – говорит Анастасия Купцова. – Здесь заяц питается мелкими молодыми веточками, и вот, видите, кору объел. Кстати, обглоданная кора – это ещё один маркер заячьего присутствия, как и его экскременты.

Эколог предполагает, что пушистый обустроил себе неподалёку нору, возможно, даже прямо под настилом, на котором мы с ней сейчас стоим. Вот только увидеть его вряд ли повезёт: зайцы боятся людей и стараются не попадаться на глаза.

Заяц-беляк.
Mark Medcalf/Shutterstock
Заяц-беляк.

Пока мы ищем другие следы, Анастасия рассказывает, что зимой зайцы живут холостяками, а семьи создают весной – каждый год новую. В “Долгих прудах” косым вполне комфортно: здесь не водятся их естественные враги – лисы и совы, одни только собаки могут доставлять беспокойство.

– Несмотря на расхожее мнение, что лисы питаются зайцами, поймать зайца совсем не просто: они очень умные, – рассуждает эколог. – Когда лиса гонит зайца, он начинает отчаянно нарезать круги, водя за собой хищника. Потом в один момент заяц делает огромный прыжок – на 4–5 метров в длину и тем самым сбивает лису со следа. Поэтому лисы питаются в основном грызунами, а летом ещё птицами и лягушками.

Лисиц, по словам Купцовой, в заказнике ни разу не фиксировали, правда, отличить их следы от собачьих довольно сложно: лисы, как известно, из семейства псовых. Но разница всё же есть: лиса по-другому переставляет лапы и её следы тянутся цепочкой. К слову, в этом году пушистых рыжих красавиц по следам опознали в природно-историческом парке “Измайлово” и заказнике “Тёплый Стан”.

А это следы лисы.
Фото пресс-служба Департамента природопользования Москвы
А это следы лисы.

А вот и ещё один заячий след петляет среди деревьев. “Беляк!” – изрекает Анастасия и добавляет, что русаки в природе встречаются чаще беляков: они сильнее и успешнее отбиваются от врагов. Между прочим, зайцы занесены в Красную книгу Москвы.

Перепись птиц и животных в Москве проводится дважды в год: зимой и летом. При этом специалисты “Мосприроды” считают не количество особей (в точности это сделать невозможно), а фиксируют виды. Так, в прошлом зимнем сезоне насчитали 15 видов зверей и 44 вида птиц.

К слову, в “Долгих прудах” птицы тоже водятся, в том числе краснокнижные. Каждую зиму из северных регионов сюда прилетают снегири, сойки, свиристели и большие пёстрые дятлы. А летом в заказнике гнездится самая большая в Москве колония озёрных чаек.

Анастасия Купцова показывает заячьи следы.
Фото Эльвиры Якуповой
Анастасия Купцова показывает заячьи следы.