Михалков поборолся с Фридрикссоном и Урсуляком и заговорил на испанском

На 46-м Московском международном кинофестивале жюри, критики и зрители оказались единодушны в своём выборе победителей
Михалков поборолся с Фридрикссоном и Урсуляком и заговорил на испанском
ММКФ
Никита Михалков и Сергей Урсуляк закрывают 46-й Московский международный кинофестиваль.

План последнего дня ММКФ всегда известен заранее: его первая половина проходит в кинотеатре "Октябрь", где журналисты смотрят фильм закрытия, который покажут вечером после вручения наград, а затем узнают, кого решили наградить кинокритики. Фильмом закрытия в этом году стал "Майор Гром: Игра", который в "Октябрь" прибыл буквально с монтажного стола. Новый "Гром" получился зрелищным и динамичным: легендарный майор снова наведёт суету в родном городе, как ниндзя, прыгая по крышам и ловко увернувшись от падения Александровской колонны. 

Вечером гости потекли по красной дорожке в кинотеатр "Россия" мимо перекрытых из-за репетиции парада Победы улиц. Кринолины и декольте замелькали перед глазами серьёзных молодых людей, охранявших перекрытую Тверскую улицу. 

Как сообщил на церемонии закрытия кинофестиваля его президент Никита Михалков, за 8 дней смотра показали 240 фильмов из 56 стран, которые посмотрели 39 тысяч зрителей. Больше всего наград собрали две картины – иранская "Дыхание холода" и мексиканская "Стыд". Первая получила "Серебряного Святого Георгия" за лучшую режиссёрскую работу, приз зрительских симпатий и специальное упоминание от жюри NETPAC (Сети продвижения азиатского кино). "Стыд" увёз с собой в Мексику приз жюри российской кинокритики, "Серебряного Святого Георгия" за лучшее исполнение мужской роли и главную награду – "Золотого Святого Георгия" как лучший фильм конкурса. 

Обладательница "Серебряного Святого Георгия" за лучшую режиссуру – иранский режиссёр и сценарист Нахид Азизи Седиг.
ММКФ
Обладательница "Серебряного Святого Георгия" за лучшую режиссуру – иранский режиссёр и сценарист Нахид Азизи Седиг.

Редкий случай, но в оценке этих двух картин были единодушны все – критики, жюри и зрители. Не менее удивительно, что оба этих фильма, очень мощных драматургически и постановочно, созданных зрелыми и глубокими мастерами, – режиссёрские полнометражные дебюты. Автор "Дыхания холода" – женщина, иранская режиссёр и сценарист Нахид Азизи Седиг, которая вынесла вместе со своей группой очень тяжёлые съёмки: всё действие картины происходит на улице, в лютую зиму, среди удивительно красивых горных иранских пейзажей. Потрясший всех фильм "Стыд" создавался почти 16 лет усилиями воспитанников Мексиканской киношколы и группы актёров, в том числе совсем юных и непрофессиональных. Исполнитель главной роли в картине, Хуан Рамон Лопес, именно из числа таких: грандиозный природный дар принёс ему "Серебряного Святого Георгия" как лучшему исполнителю главной роли. Лучшей актрисой назвали Марике Бейкирх из социально-психологической драмы "Шлимазл", героиня которой решает сложные вопросы профессиональной и личной этики. 

Фильм "Лгунья" победил в конкурсе "Русские премьеры", ещё одна иранская картина, "Ладья", стала победителем конкурса документального кино, а в конкурсе короткометражек победу одержал испанский фильм "Партнёры"

"Золотой" и "Серебряный Святые Георгии" за лучший фильм фестиваля и лучшую мужскую роль получили режиссёр Мигель Сальгадо и сценарист Альфредо Мендоса.
ММКФ
"Золотой" и "Серебряный Святые Георгии" за лучший фильм фестиваля и лучшую мужскую роль получили режиссёр Мигель Сальгадо и сценарист Альфредо Мендоса.

Получавшие приз за эту картину испанские актрисы и продюсер поблагодарили жюри и зрителей со сцены на английском. Это натолкнуло президента фестиваля Никиту Михалкова на новую идею. 

– Я хочу внести предложение, чтобы те, кто получает призы, говорили со сцены на своём родном языке, – сказал Никита Сергеевич и неожиданно обратился к актрисам на чистом испанском. "Дорогие Пилар и Хорхелина, вы можете говорить на своём родном языке в Москве, и мы все вас поймём", – сообщил практически без акцента, будто полжизни так разговаривал, Михалков. 

– Это очень важно, чтобы авторы картин могли сказать слова благодарности на своём родном языке, – ещё раз по-русски добавил Михалков, и, видимо, надо ожидать, что на следующем фестивале английский со сцены мы услышим только от его носителей. 

Затем Никита Михалков сообщил, что "лишает права быть председателем жюри" исландского режиссёра Фридрика Тора Фридрикссона, и начал снимать с него председательскую цепь, которая почему-то не захотела покидать его шею. На несколько мгновений Фридрикссон и Михалков замерли в объятиях друг друга, борясь с непокорным украшением. "Не хочется расставаться", – попытался оправдаться Фридрикссон, а Михалков заподозрил: "Он её привязал". 

– Работа жюри – очень, очень тяжёлый труд, – помиловал Фридрикссона Михалков, получив наконец желаемое.

Председатель жюри основного конкурса Фридрик Тор Фридрикссон, президент ММКФ Никита Михалков и непокорная цепь.
ММКФ
Председатель жюри основного конкурса Фридрик Тор Фридрикссон, президент ММКФ Никита Михалков и непокорная цепь.

– Очень важно, чтобы награды достались тем, кто этого действительно достоин, но само по себе участие в конкурсе – уже большая победа, – примирил Михалков обладателей призов и тех, кто остался без них.

Последней наградой по традиции фестиваля вручается "Золотой Святой Георгий" за вклад в мировой кинематограф, за которым на сцену пригласили Сергея Урсуляка.

– Замечательный режиссёр и прекрасный мужик, – рекомендовал Михалков залу Урсуляка. После этого на сцене снова произошла небольшая борьба, на этот раз между Михалковым, Урсуляком и помощниками, которые немного запутались между режиссёрами, статуэткой "Георгия" и фестивальной хлопушкой.

– С таким призом и такой к нему формулировкой – "за вклад в мировой кинематограф" – легко сойти с ума, – сознался со сцены Сергей Урсуляк. – Поэтому я бы поменял формулировку на другую: "за вклад кинематографа в меня", потому что всё то немногое лучшее, что есть во мне, существует благодаря великому советскому кинематографу, который я любил, люблю и который для меня всегда будет ориентиром. 

Обладатели наград 46-го ММКФ.
ММКФ
Обладатели наград 46-го ММКФ.

Кто получил награды на 46-м ММКФ

"Золотой Святой Георгий" за лучший фильм — "Стыд", реж. Мигель Сальгадо, Мексика, Катар"Золотой Святой Георгий" за вклад в мировой кинематограф — режиссёр, сценарист Сергей Урсуляк"Серебряный Святой Георгий" за лучшую режиссёрскую работу — "Дыхание холода", реж. Нахид Азизи Седиг, Иран"Серебряный Святой Георгий" за лучшее исполнение мужской роли — Хуан Рамон Лопес, "Стыд", Мексика, Катар"Серебряный Святой Георгий" за лучшее исполнение женской роли — Марике Бейкирк, "Шлимазл", Германия"Серебряный Святой Георгий" за лучший короткометражный фильм — "Партнёры", реж. Хосе Мария Флорес, Испания"Серебряный Святой Георгий" за лучший документальный фильм — "Ладья", реж. Сэм Калантари, Иран"Серебряный Святой Георгий" за лучший фильм конкурса "Русские премьеры" — "Лгунья", реж. Юлия Трофимова, РоссияСпециальный приз жюри "Серебряный Святой Георгий" — "Нирвана", реж. Асиф Ислам, БангладешСпециальное упоминание жюри NETPAC – "Дыхание холода", реж. Нахид Азизи Седиг, ИранПриз жюри NETPAC "За отражение нежности в водах реки Ганг" – "Надо снимать фильмы о любви", реж. Роман Михайлов, Россия.Приз Международной федерации киноклубов "Колючий взгляд" – "Мартин читает Коран", реж. Юрий Сауле, ГерманияПриз федерации киноклубов по конкурсу "Русские премьеры" – "Надо снимать фильмы о любви", реж. Роман Михайлов, РоссияОсобое упоминание "За музыку, преодолевающую притяжение" – "Ненормальный", реж. Илья Маланин, РоссияПриз федерации киноклубов по конкурсу документального кино – "Ладья", реж. Сэм Калантари, ИранПриз зрительских симпатий – "Дыхание холода", реж. Нахид Азизи Седиг, Иран Приз жюри российской кинокритики "За яркий пример профессионального взгляда на возрождение человеческого духа" – "Стыд", реж. Мигель Сальгадо, Мексика, КатарДиплом жюри российской кинокритики "За глубину драматургического поиска пути мировоззренческого диалога" – "Мартин читает Коран", реж. Юрий Сауле, ГерманияДиплом Гильдии неигрового кино и телевидения – "Мэй", реж. Ло Дун, Китай

Читайте также о картинах основной конкурсной программы 46-го ММКФ: