"Не получится не быть дураком": зачем играть петрушечную комедию

Театр петрушечной комедии "Папьемашенники" приехал на гастроли в Москву. Традиционными представлениями артисты радовали зрителей на фестивале "Деревня Московская х Исток", а репортёр Metro выяснила, зачем в наше время нужен Петрушка
"Не получится не быть дураком": зачем играть петрушечную комедию
Анна Левандовская
В 2009-м ребята стали давать первые представления не для друзей, а на широкую (и безусловно, почтенную) публику.

– Сколько, без двух минут? Вечно у вас в Москве спешка какая-то. Мы бы за эти две минуты ещё чаю с бутербродами попили. Ну, раз так, почтенная публика, давайте начинать! – Всеволод Мизенин – руководитель театра, актёр, кукольник и исполнитель главной роли – исчезает в домике-ширме. 

Петрушка – русский шут, традиционная балаганная кукла – переживает свои приключения для потехи людей уже по меньшей мере 300 лет.  Сюжеты с ним вы можете узнать, даже если никогда о нём толком не слышали: Петрушка покупает у цыгана лошадь, ищет себе невесту... 

– А это что? – басисто вопрошает цыган Жора у Петрушки, когда тот уходит за кошелём с деньгами, а возвращается с палкой.  

– Сезон скидок! – задорно  отвечает ему шут.  

Палка, кстати, не только с выгодной сделкой, но и с выбором невесты поможет. Ну а как же: голова-то у невесты должна быть не пустая, а это проще всего понять по звуку. Такая вот древняя народная мудрость.  

И ей с удовольствием внимают и дети, и взрослые, которых на площади собралось довольно много. Сначала хохочут только самые маленькие, но постепенно приключения Петрушки находят отклик в сердцах всех, кроме самых заядлых скептиков. 

"А тебе сапоги не великоваты?", "Папа, да что вы такой хмурый?", "Артисту 400 лет, имейте уважение!" – Всеволод с Петрушкой находят контакт с публикой. Как позже расскажет мне кукольник, это главное. Потому что скоморох и отличается от артиста тем, что делает не то, чему его учили, а то, что нужно именно в этот момент.  

Совершенно не в шутку театр "Папьемашенники"   занимается петрушечной комедией. Хотя первых кукол они начали делать именно для веселья, чтобы проводить праздники в широком кругу друзей.  

– И я тогда вообще не думал, что мы будем колесить по стране и что это кому-то будет интересно, – рассказывает Всеволод. – Мы сыграли один праздник, сыграли второй. Ну, и к третьему мы поняли, что хотим, чтобы у нас был... Петрушка. И театр.  

Всеволод получил психолого-педагогическое образование, но шутит, что с тех пор как стал заниматься театром, наверняка сможет сдать какой-нибудь столярный или плотницкий разряд.  

Сейчас у театра работает мастерская. Куклы, которых они делают, разъезжаются по стране и за рубеж. Кукольные представления "Папьемашенники" тоже играют по всей стране. 

– Потому что это именно то, чего людям сейчас не хватает. Народ спит, большинство людей пребывает в каком-то полусне, – рассказывает Всеволод. – Люди хотят дистанцироваться, закрыться. И их можно понять. А Петрушка как раз нас будит, он очень живой...  

И ответ на вопрос о том, почему комедия о дураке играется столетиями и почему она так важна, у Всеволода тоже есть.  

– Потому что дураки – это мы. И как бы нам ни казалось, что мы придумали и всех перехитрили, всё равно неизбежно рано или поздно каждый окажется дураком – как на ладони.