Феликс Дзержинский – фигура неоднозначная. На волне перестройки казалось, что он олицетворение старого авторитарного режима. В 1991 году памятник основателю ВЧК (Всероссийской чрезвычайной комиссии) снесли с Лубянской площади и позднее перевезли на место нынешнего "Музеона".
Тогда многие думали, что возврата к прошлому не будет, но спустя 33 года Феликс Эдмундович снова занял заметное место.
Девятиметровый памятник установили на территории Дивизии имени Дзержинского под Москвой. Его открывал глава Росгвардии Виктор Золотов.
На церемонии также присутствовал автор скульптуры Александр Рожников. На создание памятника чекисту у него ушло более двух лет, причём помимо работы над материалом большая часть времени у него ушла на изучение архивов и размышление над личностью Железного Феликса. Подготовка была скрупулёзной, автору "была важна каждая деталь, каждая складочка на одежде". В итоге памятник получился настолько живым, что вызвал новые споры об этой исторической фигуре.
Сам Александр Александрович говорит, что он всегда уважал Дзержинского, а сейчас стал лучше его понимать.
В последнее время вы много читали о Дзержинском. Что поразило в нём больше всего?
– Дзержинский, помимо того что обеспечивал безопасность в стране, помогал беспризорникам стать нормальными людьми, а ведь в 10–12 лет это были готовые преступники, у которых ни морали, ни воспитания в сознании не существовало. Они привыкли воровать и даже убивать и были опасны для общества. Дзержинский вёл с ними большую воспитательную работу. Результаты страна увидела в 1941 году, когда именно эти бывшие беспризорники, которые служили в пограничных войсках, защищали границу при нападении врага и ни один пограничник не сдался. Они воевали до последнего патрона. Вот это было воспитание!
Дзержинский у меня изображён в шинели, фуражке и с газетой "Правда" в руке, что символично – правда в борьбе с преступностью была за ним.
Как люди отреагировали на установку такого памятника?
– Как только я выложил фото с открытия в соцсетях, реакция читателей не заставила себя долго ждать. Кто-то благодарил, говоря о том, что историческая справедливость восторжествовала: во-первых, дивизии вернули её имя ровно 10 лет назад, а во-вторых, создание такого памятника – дань уважения, наша историческая память. Но нашлись и такие, кто страшно возмущался. Например, два молодых человека написали: "Как вы могли? У него руки по локоть в крови!" Я обычно не вступаю в полемику, но тут не выдержал. Процитировал Довлатова: "Мы все ругаем товарища Сталина, но всё же я хочу спросить, кто написал 4 миллиона доносов?" То же самое хочу отнести и к Дзержинскому.
Своим оппонентам предложил поразмышлять: а вы знаете, кто революцию сделал? Сначала была Февральская. Керенский выпустил уголовников из тюрем, они надели красные банты, и этих уголовников назвали красногвардейцами. Они начали бесчинствовать под видом революционеров. Вот почему у части общества возникло неприятие "большевиков". Это всё есть в архивах.
А как же его суровые методы?
– Когда Ленин взял власть в свои руки, Дзержинскому поручили спасти страну от бандитизма и он справился. Да, против уголовников были приняты жёсткие меры. А как по-другому? Либо тебя, либо ты. Это закон революции. И при этом Феликс Эдмундович – это дворянин, интеллигент, думающий человек. Я стремился отразить это в создаваемом памятнике.
Вы знамениты своими памятниками историческим личностям, но у вас есть и множество других скульптур – писателей, литературных персонажей. Например, жизнерадостный памятник Дяде Стёпе в столице.
–"Дядя Стёпа" – это народное название. Эта скульптура называется "В Москве". Она посвящена инспектору ДПС. Находится памятник в Слесарном переулке, дом 1, около ГАИ Московской области. У него интересная история: я сделал набросок, это был 2006 год, и показал его Сергею Михалкову.
Он, рассматривая эскиз, похвалил будущий памятник. Там у меня есть такая особенность: Дядя Стёпа открывает створку светофора и оттуда к нему вылетает воробей и садится на руку. То есть герой настолько добрый, что даже птица не улетела, она чувствует эту доброту.
Есть ли у вас такой памятник, где сбываются желания?
–У памятника Блоку и его жене Любови Менделеевой происходят мистические вещи. (Смеётся.) Находится он рядом с музеем Блока в Тараканово, это Солнечногорский район. Поблизости расположен храм, где они когда-то венчались. Директор музея однажды говорит мне: "У Блока рука чуть откинута и большой палец торчит, и женщины, которые не могут забеременеть, трут палец, и, оказывается, их желание исполняется! У меня уже шестая дамочка приехала с цветами и рассказала о таком случае". Я был сильно удивлён, ведь никакой мистики не предполагал, работая над памятником. Это же не Гоголь и не Булгаков!
– У Вас есть памятник таксам. Какая история с ним связана?
– Этот памятник тоже находится на территории дома-музея, но Чехову в Мелихове. Меня попросили сделать какую-нибудь интересную композицию, и я взял сюжет из жизни Чехова, когда ему подарили двух такс, и он сказал: "Страшнее собак я не видел, и в плане интеллекта – тоже". Они повсюду ходили за ним, обожали его. Чехов дал им забавные имена – Хина Марковна и Бром Исаевич – рядом была аптека. Вспомнив всё это, я придумал игровую композицию: сидят таксы, рядом с ними – камень, а на нём – картуз, который носил Чехов. В картузе яблоко. Это была реальная история – Чехов гулял, его кто-то окликнул, и он обронил яблоко, оно упало в картуз, который он во время прогулки снял. Любопытные таксы решили посмотреть, что там.
Памятник так любят посетители музея, что даже на счастье бросают в картуз деньги. Я слышал, что за день около семи тысяч иногда сотрудники музея там находят. Так что чеховские таксы «приносят» музею деньги на счастье.
Кто из скульпторов вас вдохновляет?
– Во-первых, это народный художник РФ Александр Иулианович Рукавишников – у него несколько десятков композиций в Москве. Я его считаю своим учителем. Именно на творчестве Рукавишникова я учился мыслить. Люблю работы Александра Николаевича Бурганова, народного художника России, – это мой учитель, к которому я попал на курс в Строгановке, и я ему благодарен за раскрепощение моего мозга. У него совершенно необычные сюрреалистические композиции, это вдохновляет, фантазия начинает работать. Мне очень нравятся летящие складки на его скульптурах. Когда у меня творческий застой, начинаю мять пластилин – получается складка и сразу приходят идеи. То есть он мне такой вот «ключ» дал. Это всегда работает!
Скоро вы откроете ещё один памятник. У него тоже интересная история...
– Это будет памятник учёному-биологу Ивану Звягину. Я работал над ним в преддверии 100-летия Щёлковского биокомбината. Его директор увидел однажды мой памятник Чайковскому и загорелся идеей: "Мы хотим такой же! Пусть наш учёный Звягин тоже сидит на скамейке!" Я говорю: "Что ж, мы одинаковые памятники будем делать?" Он отвечает: "Ну придумайте что-нибудь, ведь уютно же, когда учёный сидит на скамейке". Тогда я попросил рассказать о Звягине, о биокомбинате, чем они занимаются. Оказалось, изготавливают вакцины для животных – от свиного и птичьего гриппа, что проводят эксперименты на мышах. И у меня сразу возникла идея, как только я о мышах услышал: учёный сидит на скамейке – в красивом модном пальто и туфлях – в советское время учёные могли выезжать за границу и покупать красивые вещи. Я посмотрел, в чём ходили мужчины СССР в конце 60–70-х годов, и оказалось, что я попал в десятку, потому что главным экспертом была внучка учёного. Увидев памятник, она сказала: "У него и такое пальто было, и ботинки, и шляпа такая была! И даже со скамейкой не ошиблись: она у нас на даче во дворе стояла!"
Учёный сидит, облокотившись о спинку скамейки, в его правой руке шляпа, а на шляпе мышка. Когда я эту идею озвучил, то подчеркнул, что мышка там не для прикола. Она полноценный соавтор Звягина, потому что позволяет делать на себе опыты. И если вакцина качественная, то целая популяция мышей остаётся в живых. Так что она символ жизни.