
Мировая турбулентность тормозит снижение ставки
Банк России будет снижать ключевую ставку крайне осторожно, принимая во внимание новый фактор риска – нарастающие глобальные торговые конфликты. Об этом глава ЦБ Эльвира Набиуллина сообщила, выступая в Госдуме с ежегодным отчётом ведомства.
"Депутаты, конечно, спрашивали нас, когда мы сможем перейти к снижению ключевой ставки. Могу сказать, что мы будем подходить к этому аккуратно, осторожно, в том числе помня о том, что в прошлом году после замедления в начале года инфляция "подняла голову" вновь. И нам нужно убедиться, что нынешнее замедление темпа роста цен устойчиво", – цитирует Эльвиру Набиуллину РБК.
Также глава ЦБ обратила внимание на тектонические изменения в мировой торговле, которые разворачиваются на глазах у мира.
"И пока очень сложно судить о том, куда они приведут мировую экономику и как отразятся на России. Это новый значительный риск, который мы должны учитывать", – подчеркнула она.
С опасениями, что высокая ключевая ставка может затормозить экономику, в Центробанке знакомы с 2023 года. Глава регулятора Эльвира Набиуллина напомнила, что тогда говорили о рисках рецессии, стагфляции и банкротствах. Но тревожные прогнозы не оправдались – ключевая ставка выполняет свою задачу: она помогает сохранить устойчивость рубля и стабильность цен, а значит, защищает реальные доходы граждан и создаёт базу для устойчивого роста.
По словам Эльвиры Набиуллиной, и ЦБ, и правительство ожидают роста экономики в 2025 году, пусть и более сдержанными темпами.
Что говорят экономисты?
Лазарь Бадалов, доцент экономического факультета РУДН, напоминает: ставка — лишь один из инструментов.
— Очень высокий уровень ставки действительно может замедлить инфляцию, но только если она имеет монетарную природу, — поясняет Бадалов. — А вот немонетарная инфляция, вызванная ростом логистических издержек, налогов и пошлин, — почти не поддаётся контролю через ставку.
По его мнению, в последние годы в России преобладает инфляция немонетарного характера — связанная не с избытком денег, а с ростом логистических издержек, налогов и пошлин.
— А значит, одними процентами ситуацию не поправить, — уточняет эксперт.
Что касается торговых войн, то, по словам Бадалова, они действительно усиливают инфляцию, но никакая ставка тут не поможет, потому что это вызвано не денежным фактором, а политико-экономическими процессами.
Дмитрий Голубовский, экономист и аналитик, напоминает, что Центробанк ещё осенью прошлого года предусмотрел рисковый сценарий — с глобальной рецессией, торговыми и валютными войнами.
— То, что происходит сейчас, — это и есть воплощение того сценария, — отмечает Голубовский. — Он включает в себя девальвации, рост инфляции и угрозу глубокой рецессии.
По его словам, ставка может останется высокой — до 20–22%, а инфляция — выше 10%. Всё зависит от внешнего фона, в первую очередь от торговых войн между США и Китаем.
— Если к этому подключится Евросоюз, мы рискуем оказаться в аналогии Великой депрессии 30-х годов, — предупреждает он.
Также эксперт советует не откладывать крупные покупки:
— Электроника, автомобили, строительные материалы — всё это подорожает. Если собирались обновить компьютер или сделать ремонт — делайте в первом полугодии. Потом может быть поздно.