
В основе выставки лежат две ретроспективы, две творческие линии, которые постоянно пересекаются и, наоборот, расходятся. Творчество Александры Бычковой и Сергея Кольцова соединяет в себе множество техник, школ и направлений — строгановская декоративность встречается с формальной школой ВХУТЕМАСа, увлечение Анри Матиссом и Полем Сезанном соседствует с Сандро Боттичелли и Альбрехтом Дюрером, шаржи — с лирическими портретами, скульптура — с живописью и вышивкой.
Экспозиция представит монументальные текстильные панно, живопись, скульптуру, графику, предметы дизайна, которые были собраны из более чем 20 столичных и региональных музеев. Творческое наследие супругов, разбросанное буквально по всей стране, впервые будет собрано в одном пространстве. Выставка дополнена частными коллекциями, в том числе собранием произведений семьи художников. Сквозь всю экспозицию пройдет история их любви, которая даст выставке интимное и даже романтическое измерение.
1. Александра Кольцова-Бычкова. Декоративное панно. 1928–1932.

В 1928 году художница была командирована в Париж в целях "ознакомления с новейшими видами декоративно-прикладного искусства". За четыре года она создала здесь свои главные произведения в области вышивки — монументальные текстильные панно. Именно они принесли Александре большую известность. Она даже открыла собственную мастерскую, где не только выполняла заказы, но и обучала рисованию, композиции и художественной вышивке.
2. Сергей Кольцов. Парад инвалидов. В Париже. 1933 год.

Масштабное шествие ветеранов Первой мировой на Елисейских Полях произвело на Кольцова такое сильное впечатление, что этот сюжет лёг в основу единственной большой живописной работы парижского периода. Художник, словно оператор, снимающий с подъёмного крана, выхватил фрагмент процессии. Марш ветеранов с повязками и костылями перемежается случайными прохожими, среди которых есть представители буржуазии. Поскольку Кольцов воспринимал эту войну как порождение капитализма, это отразилось в утрировано грубоватой трактовке событий — в частности в названии-оксюмороне.
3. Александра Кольцова-Бычкова. Юная балерина. 1945. Балерины. 1930-е.

По возвращении, сбежав от городской суеты, художница нашла оазис спокойствия на даче в Подмосковье и сосредоточилась на живописи. Творчество этого периода Александры Кольцовой-Бычковой перекликается с работами французских художников из её коллекции открыток. Танцующие Матисса у неё становятся румяными купальщицами с полотенцами, а интерес к балетному искусству, очевидно, навеян творчеством импрессиониста Эдгара Дега.
– Александра Бычкова и Сергей Кольцов не писали манифестов, не предлагали теорий и не вступали в громкие рассуждения о том, какое место занимает искусство в советской действительности и каково положение художника в обществе, – отмечает куратор выставки Ксения Гусева. – Они не транслировали революционные настроения, скорее наоборот — наблюдали за жизнью новой столицы и ловко встраивались в повороты истории. Творчество супругов — про гармонию нового и старого, интимного и общественного, про поиск и сохранение себя в период сильных политических сдвигов и ярких позиций в искусстве
Читайте также: Александр Петров перевоплотился в "блаженного" почтальона