Ледяная вода и искорёженные судна: как работают водолазы после авиакатастрофы в США

Американские СМИ пишут, что спасатели на реке Потомак поставлены в крайне тяжёлые условия. Дует ледяной ветер, вода мутная, освещения не хватает. Водолаз-спасатель Карэн Агамалян рассказал Metro, почему американцам придётся крайне нелегко
Ледяная вода и искорёженные судна: как работают водолазы после авиакатастрофы в США
AFP.
Подразделения экстренного реагирования проводят поисково-спасательные операции на реке Потомак недалеко от Вашингтонского аэропорта имени Рональда Рейгана 29 января 2025 года в Вашингтоне, округ Колумбия.

Вечером 29 января Вашингтон потрясла жуткая трагедия: в небе над рекой Потомак, недалеко от аэропорта Рейгана, столкнулись военный вертолёт и самолёт с пассажирами. Вертолёт Sikorsky UH-60 Black Hawk выполнял учения, на борту находились три человека. Самолёт Bombardier CRJ700 летел из Канзаса, в нём находилось 64 человека, многие из которых – титулованные фигуристы и их тренеры. Все они возвращались с соревнований. Как пишет Sports, на борту могли находиться выходцы из России – чемпионы мира Евгения Шишкова и Вадим Наумов, а также бронзовый призёр чемпионата СССР Инна Волянская.

Вертолёт и самолёт за несколько секунд до столкновения.
Кадр из видео EarthCam.
Вертолёт и самолёт за несколько секунд до столкновения.

По предварительным данным, никто не выжил. Пока из реки удалось извлечь 30 тел. Сейчас в Вашингтоне идёт массовая поисково-спасательная операция и, как отметили репортёры телеканала CBS, спасатели работают в очень тяжёлых условиях. В начале операции на город опустилась ночь, практически ничего не было видно, температура воды – около +1,6°C, а утром начался ледяной дождь.

Лёд, мутная вода и искорёженный металл

Как рассказал Metro Карэн Агамалян, руководитель водолазной группы "ДобротворецЪ", спасатель 1-го класса и водолаз 6-го разряда, американские водолазы-спасатели действительно столкнутся со множеством факторов, которые серьёзно осложнят поиски.

Карэн Агамалян, руководитель водолазной группы "ДобротворецЪ", спасатель 1-го класса, водолаз 6-го разряда, инструктор по дайвингу CMAS.
PSR Media/ Алексей Хвостов.
Карэн Агамалян, руководитель водолазной группы "ДобротворецЪ", спасатель 1-го класса, водолаз 6-го разряда, инструктор по дайвингу CMAS.

– Во-первых, это тёмное время суток. Это значит, что водолаз видит очень ограниченное пространство даже с учётом искусственного освещения. Второй фактор – сезонность. Вода холодная, воздух тоже, соответственно, человек себя будет не так комфортно чувствовать, как в летний сезон, даже в специальном снаряжении, которое используется для зимних погружений, – объясняет Карэн Агамалян.

Основной фактор, который усложнит операцию, – это разброс останков тел по площади происшествия. Столкновение произошло в воздухе на динамических скоростях – соответственно, всё будет лежать не на одном участке, а может быть разбросано на десятки и даже сотни метров, отмечает эксперт. 

– Тела могут обнаружить как на поверхности воды, так и на грунте водоёма, а также в остатках фюзеляжа самолёта. Сейчас он из себя представляет искорёженную металлоконструкцию с надголовной средой. Это значит, что в отличие от простого погружения, где у водолаза есть возможность прямого выхода на поверхность (в том числе в случае чрезвычайного происшествия), из судна под водой у водолаза прямого выхода не будет, – говорит Карэн Агамалян. – Представим, что он проник внутрь разрушенного самолёта и что-то с ним происходит. В этом случае водолазу надо проделать обратный путь к месту, где он в самолёт заходил, и только потом выйти на поверхность. Это очень серьёзные риски.

Во время срочного брифинга глава пожарной службы округа Колумбия и службы неотложной медицинской помощи Джон Доннелли сказал журналистам, что водолазы двигаются под водой буквально дюйм за дюймом.

Условия, в которых работают спасатели, чрезвычайно сложные. Сейчас холодно, им приходится работать в ветреную погоду. Здесь опасно и тяжело. И поскольку здесь не так много света, приходится осматривать каждый квадратный дюйм пространства. Вода тёмная и мутная, в ней плавает много осколков льда.
Джон Доннелли, глава пожарной службы округа Колумбия и службы неотложной медицинской помощи

– Есть хорошая фраза: "У водолаза глаза на кончиках пальцев". Часто вода бывает мутной, есть иловые отложения, и в таких случаях водолазам  приходится работать на ощупь, прочёсывать донную поверхность метр за метром, – подтверждает слова Доннелли Карэн Агамалян. – Дополнительные сложности заключаются ещё и в морских и океанических течениях. Два с половиной метра, на которых проходят поиски, – это небольшая глубина. Но с учётом того, что там будет искорёженный металл, будут лежать конструкции, обнаружение тел представляется сложным.

Как пишет New York Post, на месте работают 300 спасателей. Руководитель группы "ДобротворецЪ" объясняет это тем, что из-за авиакатастрофы части воздушных судов будут разбросаны на больших площадях, поэтому на каждом участке будет работать своя команда.

– Кроме того, помимо самих водолазов, которые погружаются под воду, будут работать и другие специалисты. Это могут быть гидроакустики, страхующие водолазы, специалисты других спасательных служб, профильные медики. Водолаз никогда не работает в одиночку, его обеспечивает целая команда, – рассказывает эксперт.

По берегу реки растянулись пункты, где работают участники поисковой операции.
AFP.
По берегу реки растянулись пункты, где работают участники поисковой операции.
Приходится часто сталкиваться с человеческой трагедией. Это причина, по которой все спасатели проходят серьёзные психологические тестирования при поступлении на службу, в том числе на стрессоустойчивость. Много лет назад один хороший спасатель, мой учитель, сказал мне: "Карэн, когда почувствуешь, что чужая болячка не болит, уходи из профессии". Конечно, водолазы сопереживают человеческой трагедии. Они же тоже живые люди. Но спасатели и водолазы к этому подготовлены. Они выполняют свою работу так же, как и врачи.
Карэн Агамалян, руководитель водолазной группы "ДобротворецЪ", спасатель 1-го класса и водолаз 6-го разряда.

Затянется на несколько дней

Поисково-спасательная операция парализует берег реки Потомак на несколько дней – операция будет длительной. Водолазам нужно будет поднять не только останки людей, но и части воздушных судов, чтобы провести следствие.

– На месте будут постоянно находиться криминалисты. Тела в первую очередь отправят на судебно-медицинскую экспертизу и только потом их передадут родственникам и будет погребение. Сначала же в любом случае проводится следственное мероприятие, – говорит Карэн Агамалян.

Часть обломков осталась на воде.
AFP.
Часть обломков осталась на воде.

Национальный совет по безопасности транспорта вместе с Федеральным управлением гражданской авиации США начал расследование причин катастрофы. ФБР, которое провело свою проверку, заявило, что случившееся однозначно не было терактом. Официальных версий пока нет, однако авиаэксперты предполагают, что во всём мог быть виноват диспетчер. В частности, заслуженный пилот России в разговоре с  Metro сказал, что в катастрофе "просматривается чёткая халатность диспетчера".