Картине Шахназарова "Мы из джаза" исполняется 40 лет: что происходило за кадром

Metro рассказывает, как проходили фотопробы к фильму и какими навыками пришлось овладеть актёрам, чтобы афиша смотрелась реалистично
Николай Аверюшкин, Пётр Щербаков, Игорь Скляр и Александр Панкратов-Чёрный на съёмках фильма "Мы из джаза".
"Мосфильм"/ предоставлено телеканалом "Мосфильм. Золотая коллекция"
Николай Аверюшкин, Пётр Щербаков, Игорь Скляр и Александр Панкратов-Чёрный на съёмках фильма "Мы из джаза".

6 июня 1983 года на экраны вышел фильм Карена Шахназарова "Мы из джаза". До этого у режиссёра было только две картины: короткометражка "Шире шаг, маэстро!" и сатирическая комедия "Добряки", которую цензура сильно порезала на монтаже и всё равно пустила "вторым экраном". После неудачи "Добряков" Шахназаров даже думал уйти из кинематографа, но, увидев передачу о советских джазменах, загорелся идеей новой картины. В результате на "Мосфильм" была подана заявка "Джаз на повороте", которая затем трансформировалась в сценарий "Оркестр-переполох", воплотившийся в фильм "Мы из джаза". 

К юбилею легендарной картины эксклюзивные фото со съёмок, предоставленные телеканалом "Мосфильм. Золотая коллекция", комментирует программный директор медиахолдинга "Цифровое Телевидение" Алексей Бернат. 

Николай Аверюшкин, Александр Панкратов-Чёрный, Карен Шахназаров и съёмочная группа фильма "Мы из джаза"

На первом этапе Карен Шахназаров и сценарист Александр Бородянский предполагали, что основой для сценария станет биография Леонида Утёсова – артиста и исполнителя, который в конце 1920-х годов создал ансамбль "Теа-джаз". Но Утёсов отказался общаться с кинематографистами, заявив, что в Советском Союзе джаза не существовало. Тогда Шахназаров и Бородянский стали собирать истории разных музыкантов 1920–1930-х годов. Больше всего рассказов они услышали от Александра Варламова – пионера советского джаза, который в 1930–1940-е годы руководил несколькими джаз-оркестрами. Многие его истории легли в основу сценария, а сам Варламов отчасти стал прообразом главного героя Кости Иванова. 

Сценарий фильма неоднократно переписывался. Всего, по разным версиям, было написано от 8 до 15 вариантов – многие моменты не нравились худсовету. На съёмки фильма выделили минимальное количество времени и небольшой бюджет – порядка 400 тыс. руб. И мало кто ожидал, что творение начинающих кинематографистов окажется столь успешным. 

Николай Аверюшкин, Александр Панкратов-Чёрный, Карен Шахназаров и другие члены съёмочной группы.
"Мосфильм"/ предоставлено телеканалом "Мосфильм. Золотая коллекция"
Николай Аверюшкин, Александр Панкратов-Чёрный, Карен Шахназаров и другие члены съёмочной группы.

Игорь Скляр, фотопробы к фильму "Мы из джаза"

Первоначально предполагалось, что роль романтика-джазмена Кости будет играть Дмитрий Харатьян. Он был основным кандидатом на эту роль. Но случайно в павильонах "Мосфильма" Карен Шахназаров повстречал Игоря Скляра, который недавно вернулся из армии. До этого Скляр уже снимался в фильмах "Юнга Северного флота", "Берегите женщин", "Только в мюзик-холле" – в этой картине молодого актёра ранее и увидел Шахназаров. Карен Георгиевич предложил Скляру пройти пробы на роль, и попадание оказалось стопроцентным. К тому же актёр умел играть на фортепиано и сам пел за своего героя. 

Игорь Скляр, фотопробы.
"Мосфильм"/ предоставлено телеканалом "Мосфильм. Золотая коллекция"
Игорь Скляр, фотопробы.

Лариса Долина, пробы к фильму "Мы из джаза"

Прообразом кубинской певицы Клементины стала американская исполнительница джаза Целестина Коол, которая некоторое время выступала с оркестром Александра Варламова. Хотя также есть предположение, что в фильме изображена певица Коретта Альфред, которая на гастролях познакомилась с пианистом Борисом Тицем и, став его женой, поменяла имя и осталась жить в России. 

На роль Клементины Фернандес Карен Шахназаров позвал Ларису Долину. Певица несколько лет работала с Анатолием Кроллом, композитором картины, в его оркестре "Современник". На момент съёмок Долина была на шестом месяце беременности и находилась в больнице. Каждый день туда за ней приезжала машина "Мосфильма", чтобы отвезти на съёмки. Врачи соглашались отпустить Долину только под личную расписку Карена Шахназарова. Певица до сих пор со смехом и ужасом вспоминает, как ей пришлось при работе над основной сценой спускаться по практически вертикальной лестнице на высоких каблуках, причём нужно было смотреть не под ноги, а только в камеру. 

Лариса Долина, фотопробы.
"Мосфильм"/ предоставлено телеканалом "Мосфильм. Золотая коллекция"
Лариса Долина, фотопробы.
О чём кино
Двадцатые годы прошлого века. Студент Одесского музыкального техникума Костя Иванов (Игорь Скляр) всерьёз увлечён джазом. Но в Советской России это направление музыки считалось вредным влиянием Америки. Костю выгоняют из техникума, но молодой человек не сдаётся. Решив доказать, что джаз может быть вполне советским, он создаёт собственный джаз-бенд. Правда, его надежды на быстрое признание и успех разбиваются о реальность – в группу ему удаётся заполучить пару не самых успешных музыкантов, которые про джаз и не слышали. Но дорогу осилит идущий!

Афиша к фильму "Мы из джаза"

Для того чтобы в кадре игра на музыкальных инструментах смотрелась реалистично, актёрам пригласили учителей – профессиональных барабанщика, гитариста, пианиста, скрипача. Уроки брал даже Игорь Скляр, который умел играть на пианино. Также Игорь Скляр и Елена Цыплакова обучались чечётке у известного степиста Владимира Кирсанова.

Ещё на технических просмотрах, по воспоминаниям Николая Аверюшкина, кинозал заполнялся людьми. А когда фильм вышел на широкий экран, его ждал оглушительный успех. Картина стала одним из лидеров проката – в год выхода её посмотрели 17 млн зрителей. Фильм был показан ещё в 26 странах и отмечен призами и дипломами международных кинофестивалей таких городов, как Гренобль, Лодзь, Лондон, Гонконг, Чикаго и Белград. Читатели журнала "Советский экран" назвали "Мы из джаза" лучшим музыкальным фильмом года. 

Афиша культового фильма.
"Мосфильм"/ предоставлено телеканалом "Мосфильм. Золотая коллекция"
Афиша культового фильма.