Первым на качели сел Гоголь. Он, как всегда, был элегантен — костюм-тройка и чёрный плащ. Николай Васильевич был в хорошем расположении духа, поэтому болтал ногами, которые не доставали до земли. Через несколько минут к нему присоединился Пушкин. Александр Сергеевич был явно с бала, одет с иголочки – в тёмном костюме и шляпе-цилиндре. Фёдор Михайлович покачал головой и серьёзно, даже немного сурово, сложив на груди руки, присел рядом. Мимо проходил Толстой. Лев Николаевич был расслаблен. В голубой подпоясанной фуфайке и шерстяных штанах, одетый по-крестьянски просто, он присоединился к компании. Чехов, проходя мимо, был чем-то озабочен. Антон Павлович был тепло одет: под шерстяным пальто виднелся бордовый тёплый жилет. Он занял свободное место на качелях рядом с Толстым. Последним в компании был Чайковский. Пётр Ильич был явно с концерта, в костюме и вдохновлён.
Все они оказались на благотворительной ярмарке. Она проходит в Дели каждый год в конце января – начале февраля.
Великие русские классики собрались вместе в прошлом году. Точнее, их собрала художник Мария Новокрещёнова. Уже много лет она создаёт игрушки и куклы из войлока, но иногда и из ткани. Тельца, ручки и ножки для этих кукол она сшила, а ботиночки и кисти рук вылепила из специальной самозастывающей кукольной глины, покрыла акрилом. Чтобы было идеальное сходство, лица печатались с картин и фотографий, детали расписывались вручную. Для волос мастер выбрала овечью шерсть.
– Фёдор Михайлович в процессе создания был похож на рокера с шикарной длинной шевелюрой, но, чтобы добиться сходства, пришлось его постричь, – шутит мастер. – А Льву Николаевичу я долго подбирала шерсть, чтобы попасть в цвет его седой бороды.
Муж Марии дипломат, и два с половиной года назад они переехали из Москвы в Дели, где её и пригласили участвовать в дипломатической благотворительной ярмарке изделий ручной работы. Средства от продажи поступают в индийские больницы и школы, а также перечисляются на помощь малоимущим семьям.
– Когда пришло приглашение, я задумалась. Хотелось для нашего стенда сделать что-то особенное, чтобы были показаны не только матрёшки и традиционные изделия народных промыслов. И я подумала о наших великих писателях – так родилась идея создания этих кукол. Коллекция называется "Наше всё". Пушкин, Толстой, Достоевский, Гоголь и Чехов. Антон Павлович мне импонирует особенно. А шестым в компанию я выбрала Чайковского, потому что долгое время жила в Клину, где жил и творил Пётр Ильич. Мне хотелось сделать этих кукол максимально подвижными, чтобы ручки и ножки двигались, чтобы могли крутить головой, поэтому выбрала шитьё, а не войлок.
Для кукол Мария сделала специальные качели, которые обклеила рукописями из книг писателей. Соотечественники, разглядывая покачивающихся на качелях писателей и Чайковского, приходили в восторг.
– Когда брали на руки Пушкина, он будто оживал. Казалось, вот-вот и прочтёт что-нибудь из своего раннего, – вспоминает Мария. – А у индийцев самым популярным, на мой взгляд, является Лев Николаевич. И немудрено, ведь Махатма Ганди, национальный герой Индии, во времена борьбы за независимость страны писал письма Толстому, спрашивал совета: как победить, использовав ненасильственные методы. В Дели есть даже памятник Толстому.
С ярмарки классики уехали не вместе. Достоевского выбрала учительница из русской школы. А всех остальных приобрёл коллекционер Атул Кхана для своего Культурного центра и Музея старины Kathika в Дели.
– Пушкин, Толстой, Гоголь, Чехов и Чайковский переехали в музей, мы сделали им таблички, и теперь они несут просветительскую миссию в Индии. Хочу сделать Фрейда в том же стиле, но оставлю его себе. Думаю, будет забавным фотографировать его в разных местах и ситуациях – по его "реакции" сразу всё будет понятно.