Художница Полина Шелест на выставке "Изнутри и снаружи" объясняет, почему плохо быть панголином

В Школе Masters проходит выставка "Изнутри и снаружи". Необычных лесных жителей, каких свет ещё не видывал, художница Полина Шелест алхимическим образом создала из образов, явившихся к ней во сне, облаков, проплывающих над Москвой, и растений, собранных у моря
Художница Полина Шелест на выставке "Изнутри и снаружи" объясняет, почему плохо быть панголином
предоставлено героем публикации
Переменка, 2024 г.

Полина пишет картины разных размеров – и совсем миниатюрные, и большого размера из акрила, наполняя их странными существами, которых сложно вообразить. Она выбирает для них нежные пастельные или приглушённые цвета и поселяет на опушки лесов, нарисованных совершенно реалистично. Эти персонажи, как сама художница их называет, метафоры эмоций и состояний, прототипами которых становятся животные, обитающие в самых разных уголках мира. 

Тихий час, 2024 год.
предоставлено героем публикации
Тихий час, 2024 год.

– Меня вдохновляет природа: люблю разглядывать облака – из этой белой ваты порой выплывают собачки, слоны или драконы. В растениях нахожу сочетания цветов, которые потом подбираю для своих персонажей. Но больше всего меня увлекает животный мир, – рассказывает Metro Полина. – Природа создала столько удивительных вариаций живых существ, каждый из них важен для планеты, и у каждого есть свои особенности, реакции, способы коммуникации с окружающим миром. Для меня, как чувствительного и немного тревожного ребёнка 90-х, это важно. Наблюдая за животными, многому у них учусь.

И в подтверждении своих слов, художница рассказывает о двух существах с картины "Снаружи". Прототипом трёхглавого змея розового цвета стали Крысиный Король из "Щелкунчика" и голые землекопы.

Снаружи, 2025 год.
предоставлено героем публикации
Снаружи, 2025 год.

– Крысиный король есть и в природе – это уникальное явление, когда крысы сплетаются хвостиками, образуя комок. Но больше змея я писала с голых землекопов, удивительных животных. Это грызуны, которые живут колониями, как пчёлы или муравьи, но при этом они почти неуязвимы – их сложно травмировать, они быстро восстанавливаются, – восхищается художница. – Эти качества я использую в этой картине как метафору вечного воина, бесстрашного, готового биться за защиту сородичей. Ему противостоит панголин. Его глаза закрыты, он весь в броне, но не атакует, а выбирает другой способ – тотальную защиту, превращаясь в неподвижный, законсервированный шарик. Да, его броня разноцветная. Возможно, она служит красивой обёрткой для привлечения внимания, но в броне контактировать с внешним миром он не может. 

Картины, созданные для выставки, – это результат многолетних философских размышлений Полины, её переживаний и работы над собой. Уже очень давно её волнует тема эскапизма, и она красной нитью проходит через её творчество. 

Мертвая вода, 2025 год.
предоставлено героем публикации
Мертвая вода, 2025 год.

– Часто этот термин наделяют негативным смыслом – побег от реальности в мир фантазийный, нежелание воспринимать мир таким, какой он есть. Например, когда молодёжь проживает свои дни за компьютерными играми, – объясняет Полина. – Мне же импонирует воспринимать эскапизм объёмнее: это возможность создавать сказочный мир, который становится защитой, инструментом восстановления от стрессов, общения с собой настоящим и возможностью сохранить своё наивное детское восприятие реальности. 

Цифра
2,5
года Полина Шелест работала над созданием картин, которые представлены на выставке.

Эскапизм как состояние Полина использует, чтобы лучше понять себя, передавая некоторые архетипы состояний в своих произведениях. 

Мьют, 2023 год.
предоставлено героем публикации
Мьют, 2023 год.

– В какие-то моменты мир кажется пугающим, непонятным, и хочется от него абстрагироваться, например, уединиться с книгой, а в другие моменты – он настолько прекрасен, что не можешь оторваться, разглядывая его уникальные проявления, сотворенные природой, – говорит Полина. – Например, оказываешься на центральных улочках Москвы внутри бурного потока бегущих по своим делам жителей. Движение города становится прекрасным произведением искусства, а ты наблюдаешь, как встречи, объятия, улыбки, разговоры превращаются в нежный вальс или страстное танго. И понимаешь, что внешний мир – потрясающе красив! Нет ничего однозначного, и жизнь, её изменения – это всего лишь колебания, неровные "прямые". Их мы воспринимаем снаружи, трансформируя изнутри наш опыт и эмоции. Этот процесс для меня столь же магический, как и эксперименты, которые проводили древние алхимики, извлекая золото из металла способами, недоступными для большинства. 

– Иногда изображаю на картинах животных и растения такими, какими их создала природа, и это несёт свою смысловую нагрузку. Но чаще они не выглядят реальными, ведь переосмыслены в сознании и собраны из разных визуальных инструментов моего эмоционального опыта.
Полина Шелест, художница

Любой опыт, по мнению Полины, мы пропускаем через наши "полянки-фильтры". Их она называет "участками леса" нашего сознания, где всё более-менее ясно и логично. Но за этими "опушками" – "дремучий лес" подсознания, где много рискованного, пугающего. Ступить туда нужна большая смелость. Но именно там скрываются артефакты, которые никто никогда не находил. 

– Я родилась в степи, где видна линия горизонта, наверное, поэтому могучие деревья и непроходимые чащи так завораживали меня с детства. Я наделяла лес тайнами и загадками и мечтала в нём жить, – рассказывает Полина. – А сейчас в моём творчестве это место, где самые разные виды персонажей живут гармонично. Например, как на самой большой картине выставке – "Переменке". 

Что изображено на "Переменке": 

Переменка, 2024 год.
предоставлено героем публикации
Переменка, 2024 год.

На переднем плане – множество мифических персонажей, они будто сбежали на опушку леса из класса, где вместе учатся, и теперь у них переменка. Каждый из них занимается своим делом. 

Голубой Беби-Криша, так назвала его подруга Полины, и имя осталось за ним. Это прозрачное антропоморфное существо, внутри которого, кажется, мыльный пузырь, он в позе лотоса и собирается есть суп "Рамэн". Это отсылка к тому, что мы – существа и духовные, и земные, зависимые от пищи. Нравится нам это или нет. 

Красный панголин – он умеет в любой момент скрыться от мира в свою броню. Выбирая этот способ защиты, надо помнить, что в броне мы не можем полноценно коммуницировать с окружающим миром. 

Птичка, которая танцует под звуки странного музыкального инструмента, – напоминание, что где-то звучит мелодия, заставляющая наш внутренний мир слегка (а может, и всерьёз) покачиваться в такт.

Птичка, зависшая в воздухе, – её крылья прижаты, потому что она не хочет взлетать или улетать. 

Котик, которого придавила ракушкой, – он погрузил лапы в воду и пребывает в медитативном состоянии, меланхоличном или уставшем. Пока не имея сил выбраться из-под ракушки, а может быть, ракушка – его панцирь. 

Санки на горе – забытые на горе на заднем плане как напоминание о детской забаве и неожиданно пришедшем взрослении.

Ленточка, завязанная на дереве, – был ли кто-то узником дерева или это лишь память о былом торжестве. 

Все персонажи собрались у реки мысли, а на заднем плане их объединяет озеро памяти. Память для Полины – явление отдельное, изменчивое: 

– Вы же знаете, что все воспоминания мы можем изменить! Например, вырастая, смотрим на ситуацию прошлого из опыта взрослого – и наше мнение о событии меняется. 

Выставку можно посмотреть до 20 марта по адресу: Малый Патриарший переулок, д. 5, стр. 1