
Полина пишет картины разных размеров – и совсем миниатюрные, и большого размера из акрила, наполняя их странными существами, которых сложно вообразить. Она выбирает для них нежные пастельные или приглушённые цвета и поселяет на опушки лесов, нарисованных совершенно реалистично. Эти персонажи, как сама художница их называет, метафоры эмоций и состояний, прототипами которых становятся животные, обитающие в самых разных уголках мира.

– Меня вдохновляет природа: люблю разглядывать облака – из этой белой ваты порой выплывают собачки, слоны или драконы. В растениях нахожу сочетания цветов, которые потом подбираю для своих персонажей. Но больше всего меня увлекает животный мир, – рассказывает Metro Полина. – Природа создала столько удивительных вариаций живых существ, каждый из них важен для планеты, и у каждого есть свои особенности, реакции, способы коммуникации с окружающим миром. Для меня, как чувствительного и немного тревожного ребёнка 90-х, это важно. Наблюдая за животными, многому у них учусь.
И в подтверждении своих слов, художница рассказывает о двух существах с картины "Снаружи". Прототипом трёхглавого змея розового цвета стали Крысиный Король из "Щелкунчика" и голые землекопы.

– Крысиный король есть и в природе – это уникальное явление, когда крысы сплетаются хвостиками, образуя комок. Но больше змея я писала с голых землекопов, удивительных животных. Это грызуны, которые живут колониями, как пчёлы или муравьи, но при этом они почти неуязвимы – их сложно травмировать, они быстро восстанавливаются, – восхищается художница. – Эти качества я использую в этой картине как метафору вечного воина, бесстрашного, готового биться за защиту сородичей. Ему противостоит панголин. Его глаза закрыты, он весь в броне, но не атакует, а выбирает другой способ – тотальную защиту, превращаясь в неподвижный, законсервированный шарик. Да, его броня разноцветная. Возможно, она служит красивой обёрткой для привлечения внимания, но в броне контактировать с внешним миром он не может.
Картины, созданные для выставки, – это результат многолетних философских размышлений Полины, её переживаний и работы над собой. Уже очень давно её волнует тема эскапизма, и она красной нитью проходит через её творчество.

– Часто этот термин наделяют негативным смыслом – побег от реальности в мир фантазийный, нежелание воспринимать мир таким, какой он есть. Например, когда молодёжь проживает свои дни за компьютерными играми, – объясняет Полина. – Мне же импонирует воспринимать эскапизм объёмнее: это возможность создавать сказочный мир, который становится защитой, инструментом восстановления от стрессов, общения с собой настоящим и возможностью сохранить своё наивное детское восприятие реальности.
Эскапизм как состояние Полина использует, чтобы лучше понять себя, передавая некоторые архетипы состояний в своих произведениях.

– В какие-то моменты мир кажется пугающим, непонятным, и хочется от него абстрагироваться, например, уединиться с книгой, а в другие моменты – он настолько прекрасен, что не можешь оторваться, разглядывая его уникальные проявления, сотворенные природой, – говорит Полина. – Например, оказываешься на центральных улочках Москвы внутри бурного потока бегущих по своим делам жителей. Движение города становится прекрасным произведением искусства, а ты наблюдаешь, как встречи, объятия, улыбки, разговоры превращаются в нежный вальс или страстное танго. И понимаешь, что внешний мир – потрясающе красив! Нет ничего однозначного, и жизнь, её изменения – это всего лишь колебания, неровные "прямые". Их мы воспринимаем снаружи, трансформируя изнутри наш опыт и эмоции. Этот процесс для меня столь же магический, как и эксперименты, которые проводили древние алхимики, извлекая золото из металла способами, недоступными для большинства.
– Иногда изображаю на картинах животных и растения такими, какими их создала природа, и это несёт свою смысловую нагрузку. Но чаще они не выглядят реальными, ведь переосмыслены в сознании и собраны из разных визуальных инструментов моего эмоционального опыта. Полина Шелест, художница
Любой опыт, по мнению Полины, мы пропускаем через наши "полянки-фильтры". Их она называет "участками леса" нашего сознания, где всё более-менее ясно и логично. Но за этими "опушками" – "дремучий лес" подсознания, где много рискованного, пугающего. Ступить туда нужна большая смелость. Но именно там скрываются артефакты, которые никто никогда не находил.
– Я родилась в степи, где видна линия горизонта, наверное, поэтому могучие деревья и непроходимые чащи так завораживали меня с детства. Я наделяла лес тайнами и загадками и мечтала в нём жить, – рассказывает Полина. – А сейчас в моём творчестве это место, где самые разные виды персонажей живут гармонично. Например, как на самой большой картине выставке – "Переменке".
Что изображено на "Переменке":

На переднем плане – множество мифических персонажей, они будто сбежали на опушку леса из класса, где вместе учатся, и теперь у них переменка. Каждый из них занимается своим делом.
Голубой Беби-Криша, так назвала его подруга Полины, и имя осталось за ним. Это прозрачное антропоморфное существо, внутри которого, кажется, мыльный пузырь, он в позе лотоса и собирается есть суп "Рамэн". Это отсылка к тому, что мы – существа и духовные, и земные, зависимые от пищи. Нравится нам это или нет.
Красный панголин – он умеет в любой момент скрыться от мира в свою броню. Выбирая этот способ защиты, надо помнить, что в броне мы не можем полноценно коммуницировать с окружающим миром.
Птичка, которая танцует под звуки странного музыкального инструмента, – напоминание, что где-то звучит мелодия, заставляющая наш внутренний мир слегка (а может, и всерьёз) покачиваться в такт.
Птичка, зависшая в воздухе, – её крылья прижаты, потому что она не хочет взлетать или улетать.
Котик, которого придавила ракушкой, – он погрузил лапы в воду и пребывает в медитативном состоянии, меланхоличном или уставшем. Пока не имея сил выбраться из-под ракушки, а может быть, ракушка – его панцирь.
Санки на горе – забытые на горе на заднем плане как напоминание о детской забаве и неожиданно пришедшем взрослении.
Ленточка, завязанная на дереве, – был ли кто-то узником дерева или это лишь память о былом торжестве.
Все персонажи собрались у реки мысли, а на заднем плане их объединяет озеро памяти. Память для Полины – явление отдельное, изменчивое:
– Вы же знаете, что все воспоминания мы можем изменить! Например, вырастая, смотрим на ситуацию прошлого из опыта взрослого – и наше мнение о событии меняется.
Выставку можно посмотреть до 20 марта по адресу: Малый Патриарший переулок, д. 5, стр. 1