В "Сибирской летописи" Семёна Ремезова неоднократно описываются попытки Ермака завладеть Золотой Бабой. По версии историка, казаки узнали о существовании статуи в 1583 году от пленников. Те клялись им, что угры молятся "богу золотому, литому". Казаки взяли штурмом острог, но идола не нашли. В последующих экспедициях искатели сокровищ часто гибли при странных обстоятельствах, и статуя обросла мрачными легендами о проклятиях, которые настигнут каждого, кто попытается завладеть ею.
При чём здесь дятловцы?
В конце XIX века появились сведения о "Каменной Старухе", спрятанной на Полуденной горе (урочище в районе Ханты-Мансийска). Вероятно, спасаясь от казаков, угры унесли святыню с капища на слиянии Оби и Иртыша и надёжно спрятали в лесах.
– В процессе работы над проектом "Легенды южных хантов: историко-краеведческое расследование" мы искали упоминаемую в легендах дочь одного из угорских князей, которая сбежала из дома вместе с детьми и по дороге окаменела, – рассказывает Metro руководитель центра социокультурного развития малых территорий "Малая родина" Алёна Родионова. – Но оказалось, что в 1963 году у нашей Каменной Бабы уже побывали свердловские туристы – друзья погибших дятловцев – и даже опубликовали фотографии. В своих дневниках они указали, что охотники за сокровищами всё же добрались до святыни: в поисках золота отбили нос и груди, калили статую огнём, поливали водой, пытались сдвинуть с места, но в итоге только опрокинули.
Место силы
И вот спустя почти 60 лет учёные отправились на предполагаемое местонахождение Каменной Бабы. Как и ожидалось, дорога к Полуденной горе оказалась непростой. Добираться пришлось несколькими видами транспорта: сначала на вертолёте, потом на лодках, вездеходах и, конечно, пешком по болоту...
– Весь путь нас преследовала мистика в переносном и буквальном смыслах, – рассказывает участница экспедиции, археолог Татьяна Собольникова. – Бор, где стоит Каменная Баба, горел два года назад и сейчас представляет собой чёрный сказочно-готичный лес. Даже я, абсолютный скептик, не склонный к вере в потусторонние силы, как-то прониклась этим настроением. В самом начале нашего пути устье реки, по которой нам предстояло плыть, оказалось "закрыто" кочкой из травы. Можно было в этом тоже увидеть некий знак, типа "не пускают духи". Но местные проводники, для которых это привычное дело, быстро и дружно эту кочку подвинули. Дальше – больше, в первую же ночь, засыпая в палатке в двухстах метрах от Каменной Бабы, я вдруг отчётливо услышала звон колокольчиков. Сна как не бывало, звук вскоре прекратился. Утром я даже мысленно попросила у Бабы разрешения на наше пребывание и работу.
В результате экспедиции удалось установить, что урочище Полуденная гора, где находится Баба, было обжито человеком не менее 1000 лет назад. Здесь располагались поселение и святилище, которое почитали коренные жители обширной Кондинской территории. Сам камень – диорит, распространённый на Урале минерал, но для Западно-Сибирской равнины достаточно редкий. Оказался он здесь в результате механических процессов в земной коре, проще говоря, был "вытолкнут" из грунта на поверхность. Едва уловимые антропоморфные очертания, благодаря которым в камне видели женщину, – естественного происхождения.
1398 – в этом году в софийской летописи встречается первое упоминание о Золотой Бабе
Каменная Баба была местом силы для коренных жителей. Само понятие золота не ассоциировалось с драгоценным металлом, а его символика связана именно с понятием "священный".