
В январе этого года в Президентскую библиотеку в Петербурге принесла на оцифровку 47 рисунков своего отца Ирина Васильевна Алексеева. Её отец – Василий Бунтов, автор Знамени Победы, которое было установлено на крыше здания полуразрушенного Рейхстага в ночь на 1 мая 1945 года.
Он родился в многодетной семье в селе Устье Вологодской области 22 февраля 1905 года. До начала Великой Отечественной войны окончил Ленинградский художественно-промышленный техникум и работал учителем черчения и рисования в школах и домах пионеров, был членом городского комитета художников.
На второй день войны записался на фронт добровольцем. Воевал в составе войск Северо-Западного, 2-го и 3-го Прибалтийских, 1-го Белорусского фронтов. Будучи начальником клуба 23-й гвардейской стрелковой дивизии, рисовал плакаты, лозунги, карикатуры. С ним всегда был карандаш и маленький этюдник, в котором он делал наброски, фиксируя солдатский быт и все подробности военного времени. В апреле 1945 года Василий Бунтов был в Берлине.

– Он был сотрудником политотдела 3-й Ударной армии, в которую входила 150-я Идрицкая дивизия, – рассказал Metro специалист-историк Музея Победы Александр Михайлов. – Из Москвы не успевали прислать штурмовые знамёна, которые должны были водрузить на Рейхстаг, и за два дня Бунтов вручную изготовил 9 знамён — по числу наступающих на Берлин дивизий 3-й Ударной армии.
Знамёна – копии Государственного флага СССР – сделали из подручных материалов: похожую на советский флаг ткань нашли в одном из берлинских магазинов или ателье. На неё серебряной краской Василий Бунтов нанёс символы СССР – серп и молот со звездой.
В ночь с 30 апреля на 1 мая, во время третьего штурма Рейхстага, знамённая группа – Егоров, Кантария, Неустроев, Самсонов и Берест – водрузили в районе его купола знамя № 5, которое создал Василий Алексеевич. Наименование победной 150 стрелковой Идрицкой дивизии 79 стрелкового корпуса 3 Ударной армии 1 Белорусского фронта, в состав которой входила дивизия, где при политотделе служил Василий Бунтов, появились на знамени уже после того, как его сняли с Рейхстага и повезли в Москву на Парад Победы.
Но участия в Параде Победы 24 июня 1945 года это знамя не принимало, как часто ошибочно пишут в интернете.
– Действительно, планировалось, что это знамя пронесут на параде, и 20 июня оно прибыло в Москву, – рассказывает Александр Михайлов. – Предполагалось, что его должны были пронести по Красной площади члены водрузившей его знамённой группы, но из-за многочисленных ранений участников штурма Рейхстага и их слабой строевой подготовки (в условиях боевых действий о строевой подготовке никто не думал), посчитали, что кроме них никто не достоин его пронести. Поэтому на Красной площади оно появилось только на 20-ю годовщину Победы, в 1965 году. Сейчас это знамя хранится в Центральном музее Вооружённых сил и принимает участие в каждом Параде Победы 9 мая.

После окончания Великой Отечественной войны Василий Алексеевич Бунтов вернулся в Ленинград, где продолжил заниматься любимым делом. С фронта он привёз 60 рисунков, их часто показывали на тематических выставках. Часть рисунков, к сожалению, была утеряна, но 47 работ сохранились, и теперь после оцифровки каждый может увидеть их на портале Президентской библиотеки. Отдельные работы художника также хранятся в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи, основная часть произведений – в составе экспозиции выставки "Реликвии войны. 1941 – 1945" в городе Пушкине.
– Я очень рада, что теперь электронные копии рисунков моего отца находятся в фонде Президентской библиотеки и их могут увидеть все желающие, — говорит дочь художника, Ирина Алексеева. — Это живое свидетельство страшных событий, о которых мы не должны забывать.