Знаменитости нанимают профессиональных авторов для собственных автобиографий

Многие писатели вынуждены работать над произведениями, которые будут выпущены под именами медийных личностей. Metro побеседовало с авторами, пишущими книги вместо известных людей
Знаменитости нанимают профессиональных авторов для собственных автобиографий
Yerson Retamal / pixabay
Порядка 80% книг, вышедших под авторством блогеров, написаны другими людьми.

Телеведущая и блогер Регина Тодоренко в конце января оказалась в центре литературного скандала – начинающая писательница Дарина Мишина из Санкт-Петербурга обвинила знаменитость в обмане. Девушка утверждает, что она два года работала над книгой сказок, которая должна была выйти под авторством Тодоренко. Однако недавно представители теледивы решили отказаться от услуг Мишиной, не заплатив при этом ни копейки за уже готовый материал.

По словам девушки, работы было проделано действительно много.

– Были разработаны персонажи, написан концепт первой и последующих книг (предполагалось, что будет серия в 7, возможно, более книг), написан черновик первой главы (10 тыс. знаков), составлен полный синопсис, продуманы второстепенные персонажи, – рассказала писательница в беседе с Metro.

Помимо работы с текстом, Мишина занималась подбором актёров для озвучки будущего аудиоспектакля, придумывала игры-головоломки для детей, которые должны были выходить в качестве дополнения. Кроме того, Дарина сама нашла художника-иллюстратора, который отрисовал некоторые локации, где должны разворачиваться действия книги. Для первой главы даже был подготовлен макет вёрстки.

Мишина неоднократно поднимала вопрос о необходимости подписать договор и как-то юридически оформить сотрудничество, однако менеджеры Тодоренко ссылались на то, что сначала им нужно решить задачу с выбором издательства, которое займётся выпуском книг.

– Работа над проектом то начиналась, то прерывалась на протяжении этих двух лет. Когда сторона Регины возвращалась к нам с предложением продолжить работу, первое, что мы предлагали, — подписать НДА (договор о неразглашении). Нас просили прислать варианты договоров и свидетельства для ознакомления, но потом заявляли, что сначала определятся с издательством, а только потом вернутся к юридической стороне вопроса. Потом вновь предлагали вернуться к обсуждению идей, текста и другой творческой составляющей.

В итоге совсем недавно Мишина получила сообщение о том, что проект с книгой Тодоренко продолжится, но уже без её участия. Опасаясь, что результаты работы могут попросту присвоить себе, девушка поспешила выложить готовые материалы в Сеть.

Причина внезапного разрыва, вероятнее всего, кроется в финансовых разногласиях. Дело в том, что представители Тодоренко хотели, чтобы Мишина не имела никаких прав на книгу, но девушка пыталась сохранить своё имя на обложке. Поэтому она предложила менеджерам сразу три варианта.

В первом Дарина не имела гонорара, но получала 50% с продаж, во втором размер гонорара составлял 800 тыс. рублей, но её доля с продаж – всего 1–3%. В обоих случаях на обложке должно было стоять два имени – Тодоренко и Мишиной.

– И был третий вариант: 1,5 млн за "литературное рабство". На обложке стояло бы только имя Регины, и все права принадлежали бы ей, – добавила Дарина. – Цена намеренно была такой высокой — я не хотела полностью отказываться от книги, потому что не могла бы даже использовать её в своём портфолио и не могла бы никогда говорить официально, что книга написана мною.

Телеведущая Регина Тодоренко.
Екатерина Чеснокова / РИА Новости
Телеведущая Регина Тодоренко.

Корреспондент Metro не получил комментария от телеведущей, однако её пиар-менеджер в заявлении для СМИ сообщила, что знаменитость не будет участвовать "в информационных войнах в Интернете", а намерена решать вопросы в правовом поле, то есть – в суде. Также представители Тодоренко уверяют, что ничего Мишиной не должны, поскольку никаких договоров они не заключали, а всё до этого было чем-то вроде творческого конкурса, который в итоге Дарина не прошла. При этом никто не отрицает, что к написанию книги под авторством телезвезды будут подключены сторонние авторы.

– Это абсолютно нормальная ситуация, когда за известного человека пишут книги, – поделился с Metro замглавы одной из редакций издательства АСТ (он просил не называть его имени. – Прим. ред.). – И это было всегда и везде. Даже Дюма имел целый штат авторов. Сегодня 80% книг, которые выпускают блогеры, написаны не ими самими. Часто это очень молодые люди, которые не владеют навыками редактирования. За них даже в их блогах пишут. Хотя, конечно, бывают исключения.

По словам эксперта, так называемых литературных рабов уже давно не существует. Сейчас с профессиональными филологами заключается официальный договор. Другое дело, что условия могут быть разными.

– Если нужно написать, например, автобиографию знаменитости, то о втором имени на обложке и речи быть не может. Обычно тот, кто будет писать, встречается с "автором", проводит с ним несколько интервью, внимательно слушает, записывает на диктофон или даже видео. А потом превращает эти интервью в книгу, написанную от первого лица. Часто настоящие авторы значатся как редакторы. Если кто-то из наших небожителей хочет стать автором художественного произведения, то второе имя часто появляется на обложке. В этом нет ничего постыдного. Чаще всего идея действительно принадлежит знаменитости, а профессиональный автор помогает её воплотить.

Самая волнительная тема, конечно же, деньги. Однако собеседник Metro весьма уклончиво ответил на вопрос о том, сколько получают за написание чужих книг.

– На книжном рынке ты или аутсайдер и тебе едва хватает, либо ты в топе и получаешь более чем достойно. Бывают книги, за написание которых платят 50 тыс. рублей, но та цифра, которую хотела Мишина от Тодоренко (1,5 млн рублей), – это далеко не предел.

Знаменитости получают пиар, издательства – средства с продаж, но что по итогу остаётся профессионалам, которые вынуждены выпускать свои труды под чужим именем? Как им живётся в тени чужого успеха? Metro поговорило с авторами, которые пишут на заказ.

Никита, 38 лет

Раньше был миллион предложений! Сейчас в основном non-fiction заказывают, а 15–20 лет назад платили даже за художественную литературу, я уже не говорю про детективы. Я своё первое предложение получил в 2006 году – нужно было написать книгу стихов. Кто-то увидел мои стихи, попросил ещё, а потом предложил издать, но под другим именем. Предложили 5 тыс. долларов, это тогда фиксированная цена была. Что бы ты ни написал – это покупали со всеми правами за 5 тыс. долларов.

Но сейчас морально проще. Раньше приходилось отрывать от себя своё творчество, а теперь за неделю-две в какой-то теме разобрался, собрал хороший список источников – и пишешь почти на любые темы. А если с интересным человеком работаешь, то ещё и знания и удовольствие получаешь.

Елизавета, 28 лет

Я начинала с того, что делала расшифровки семинаров и выступлений всяких народных лекарей, психологов. Вот есть запись (причём одна даже выложена в открытый доступ), я её расшифровываю, переписываю нормальным (насколько это возможно) языком, делю на главы. Очередная книга целителя или псевдопсихолога готова. За такую книжку я получала от 3 до 7 тысяч. Постепенно в издательстве стали давать заказы от людей посерьёзнее. Расценки, конечно, тоже поднялись. За две недели работы над книгой я получала 30–50 тыс. рублей.

Мне нужно было сотрудничать с издательством, потому что так я получала заказы регулярно. Да и не было раньше такого рынка, когда на бирже фриланса можно нанять любого. Уже потом, когда у меня собралось много кейсов, я ушла из издательства, и заказы мне сейчас ищет агент. Проекты разные, но за дурь вроде колдунов и астрологов я даже не берусь. За прошлый год у меня получилось заработать почти 2 млн рублей. Но это первый раз так, обычно гораздо меньше.

Анна, 30 лет

У меня было так: я сама искала людей с интересными профессиями или каких-то крутых специалистов. Например, мастеров кройки и шитья. Связывалась с ними, договаривалась. И мы вместе писали книгу с практическими советами вроде «Вышивка – это просто» или «Секреты кройки и шитья».  Издательство выделяло на каждую книгу определённую сумму. В неё сразу закладывался гонорар специалисту, но его размер уже определяла я сама.

Бюджет был в 100–120 тысяч. Из этих денег я должна была заплатить автору, корректору и верстальщику. Всё, что останется, – моё. Книги выходили вообще без имени на обложке. В качестве редактора и составителя указывали случайные имена. Денег сначала выходило мало, но потом я научилась вести несколько проектов одновременно. Но всё равно мало, не скажу сколько. На съёмную квартиру хватает.

Собеседник Metro из АСТ сообщил, что молодому, не раскрученному автору почти невозможно прорваться в издательство со своим именем. Если это и случается, то гонорар он получит почти смехотворный, а на рекламу и продвижение его книги не будет потрачено ни копейки. Литературным трудом гораздо проще заработать, если пишешь за других. По разным оценкам от 20% до 40% всех издаваемых в России книг пишут те, чьё имя не значится на обложке.