Около 10 утра я встретился с экологом Валентином Волковым у Верхнего Качаловского пруда, расположенного в Бутовском парке. Увы, оказался единственным волонтёром.
– Будет ещё журналист из окружной газеты, – поясняет эколог. – Учёт птиц в этом месте ведётся последние три года, но волонтёры сюда никогда не приходили. Студенты и школьники помогали мне, когда я переписывал птиц на Москве-реке и в Царицыно, туда удобнее добираться.
Вскоре появляется репортёр. У него на шее зеркальный фотоаппарат с большим объективом.
– Я за вами хвостом пойду, – улыбается коллега.
Мы двигаемся вниз по дорожке по течению реки Битца, которая соединяет Качаловские пруды. Поравнявшись с первой стайкой пернатых, останавливаемся. Из-за высоких берегов видны не все птицы. Чтобы никого не упустить, эколог идёт прямиком по сугробам к воде. Снега по колено, но Волков этого не замечает: он поглощён наблюдением за утками. Я иду по его следам. У берега мы останавливаемся, начинаем считать и записывать. Я сбиваюсь со счёта на 15-й утке. Они же в постоянном движении – плавают, взлетают, ныряют, дерутся! Эколога это не смущает, он что-то бормочет, пристально смотрит на пернатых и записывает. Репортёр бегает вокруг и фотографирует эколога и уток с разных ракурсов. И тут меня осенило: птиц же можно снять и считать уже по фотографии! Спрашиваю Волкова, почему он так не делает.
– Я привык считать вживую, – объясняет он.
Идём дальше, разговариваем. Спрашиваю у специалиста, насколько важно участие в подобных акциях волонтёров.
– Если помогает человек, как-то связанный с темой экологии, ботаник или зоолог, это неоценимо: были случаи, когда выявлялись редкие виды. – Но мы ценим и помощь обычных людей, ведь количественный подсчёт тоже важен.
Следующая группа пернатых сосредоточена возле моста. Уток тут какое-то невероятное количество. Волков достаёт блокнот и опять начинает записывать.
– Сколько вас тут! – восхищается учёный. – Сейчас можно и снять.
– Всё же решили посчитать по фотографии? – спрашиваю.
– Нет, я уже всех сосчитал, это на память, – улыбается учёный.
Очередную остановку делаем у другого моста. Утки рассредоточены по реке. Чтобы никого не упустить, Волков достаёт бинокль, а мне остаётся только сфотографировать уток “на память” – посчитать их без оптического прибора невозможно.
– Чуть не забыл, – хватается за голову эколог. – Я же должен и вас сфотографировать!
– Вам нужно отчитаться о волонтёрах? – удивляюсь я.
– Да, – смеётся Волков. – В этом году нас обязали отчитываться.
Сфотографировавшись, мы обошли ещё восемь “стоянок” пернатых. Во время финального подсчёта учёный что-то напевал, а когда закончил, выглядел очень довольным.
– 544 самца и 598 самок, – улыбнулся специалист. – Больше, чем в прошлом году! Впрочем, популяция неуклонно растёт последние 30 лет.