Жители Щукино откопали во дворе "советскую богиню"

Жители дома 13, корпус 1, по улице Маршала Василевского случайно откопали фрагмент статуи, в чьё существование многие не верили
Жители Щукино откопали во дворе "советскую богиню"
Фото предоставлены героями публикации
Зоя Минигалиева, как и другие местные жители, обрадовалась находке.

– У нас во дворе полным ходом шло благоустройство, – рассказывает местная жительница Дарья Иванова. – И вдруг трактор, который снимал слой земли, задел какой-то камень. Жители, наблюдавшие за работами, решили выяснить, что это, и начали копать.

Первой нашли отломленную руку. И тут старожилы оживились: это же та самая старая советская скульптура теннисистки, которую ровно 30 лет назад зарыли в землю, спасая от вандалов-нуворишей. Те сначала уничтожили стадион, который был гордостью двора, а затем, чтобы построить новый дом, решили избавиться от скульптуры. 

– Вы не представляете, какие здесь были протесты и  скандалы! Мы стремились  отстоять стадион, – делится с Metro старшая по дому Зоя Минигалиева. – Застройщик даже вызывал ОМОН, и я помню, как пожилых людей, участвовавших в митинге, били дубинками! Нам обещали построить новый стадион, но обманули... А он, между прочим,  был знаменит тем, что там когда-то каталась на коньках Ирина Роднина.

Зоя была и в числе тех, кто спасал скульптуру девушки-теннисистки. Строители сбросили её с пьедестала и уже хотели вывезти вместе с мусором на свалку. Однако жители ночью успели зарыть её в землю. 

– Мы очень хотели сохранить её для потомков, – говорит Зоя Ахтямовна. – Скульптура пролежала в земле тридцать лет. Это вообще чудо, что она нашлась!

Не верила в возможность такой находки и экскурсовод района, живущая в этом же доме, Хельга Патаки. Как рассказали её соседи, во время раскопок Хельга стояла рядом и плакала:

– Нам казалось, что скульптура бесследно исчезла, что мы никогда её не найдём, – волнуясь, рассказывает Хельга. – Я вожу здесь экскурсии: район у нас очень интересный – исторические здания 30-х годов с роскошными арками, красивые парки. У нас сохранился дух 30–50-х годов, поэтому здесь часто снимают кино. Когда я рассказывала о скульптурной композиции из нашего двора, многие не верили, что скульптура теннисистки когда-либо существовала. 

Так выглядела скульптура теннисистки в 30-е годы.
Предоставлено героями публикации.
Так выглядела скульптура теннисистки в 30-е годы.

Эту мысль продолжает местный житель Георгий: 

– Для тех, кто всегда жил в этом районе, это болезненная история. Они эту скульптуру любили. Моё поколение тоже помнит её, но мы тогда ещё ходили в детский сад. Другие люди, которые переехали сюда позднее, считали историю со скульптурой байкой района: уж больно неправдоподобно, по их мнению, выглядело спасение "Теннисистки" от вандалов.

И вот теперь все убедились: легенда оказалась правдой!

Как рассказала Дарья Иванова, жильцы вели раскопки по очереди, помогали даже дети. 

– Вскоре удалось откопать постамент и само "тело" теннисистки. Скульптура оказалась разбитой: голову и вторую руку пока так и не нашли. 

Пожилые жители утверждают: прятали "Теннисистку" в далёком 94-м они уже без головы и одной руки. Но Дарья верит, что их удастся воссоздать:

В таком случае у нас вся надежда на петербургский Музей городской скульптуры. Они занимаются реставрацией. Ждём, что спасут и нашу "Теннисистку".

Два вопроса о скульптуре

Андрей Корольков, краевед

1. Где изначально размещалась скульптура теннисистки? 

– В середине 1930-х годов  рядом с нынешней станцией метро "Щукинская" был построен военный городок. Там было установлено несколько скульптур. В их числе – девушка с теннисной ракеткой. Сейчас из всех скульптур во дворе дома на улице Маршала Василевского сохранился только "Физкультурник с гранатой". Эта скульптура задумывалась как часть парной композиции с девушкой-теннисисткой.

 2.Что известно об авторе этой скульптуры? 

– Арменак Степанянц в 30-е годы создал множество различных скульптур, в том числе и эту теннисистку. Одна из её  копий даже стояла у станции метро «Охотный Ряд». Однако этой скульптуре в своё время досталось от критиков. Искусствовед Марк Райхинштейн писал, что она "утончена до крайности" и что "меньше всего эта фигура характеризует советскую девушку-спортсменку. Это скорее какая-нибудь богиня или нимфа, но во "французском" изложении".