Всё могут королевы
Восшествие на престол Карла III грозит обернуться международным скандалом из-за короны с индийским бриллиантом. Символ монаршей власти, украшенный камнем в 106 карат, 6 мая достанут из лондонского Тауэра и водрузят на голову королеве-консорт Камилле. Как утверждает издание The Economist, если Камилла согласится, Индия сможет потребовать возвращения драгоценности, поскольку исторически она принадлежала именно ей.
Действительно, в 1849 году британцы вывезли "Кохинур" из "Жемчужины английской короны" (как тогда называли колониальную Индию) и инкрустировали в королевскую корону. У себя на родине камень заслужил дурную славу: ему приписывается крушение многих правителей. Зная поверье о губительном влиянии алмаза на мужчин, королева Виктория (правила в 1837–1901 гг.) завещала носить "Кохинур" только королевам.
Непростое украшенье
Старший научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы РАН Олег Охошин скептически относится к легендам и преданиям.
— Разговоры начались в XVI веке, когда власть в Индии захватили Великие Моголы (правили на территории современной Индии, Пакистана, Бангладеш и Юго-Восточного Афганистана в 1526—1857 гг.), — рассказывает он Metro. — Бриллиант перешёл к основателю династии и его сыновьям, которые устроили целую череду междоусобных войн. Надо учесть, что, согласно древним традициям, большинство правителей были мужчинами, поэтому говорить здесь можно о действии статистических законов, а не мистических сил.
В то же время эксперт подтверждает, что "Кохинур" попал к королевской семье в середине XIX века, когда Соединённое Королевство активно вывозило культурные ценности из своей колонии.
— Причём сначала алмаз выставили на выставке, а уже затем он стал атрибутом короны, — уточняет специалист.
Сегодняшние требования Индии вернуть награбленное отвечают общемировой повестке, когда бывшие колонии выставляют счёт европейским угнетателям.
– Проблема в том, что многие музеи Европы состоят из артефактов, вывезенных из других стран, — говорит эксперт. — Дэвид Кэмерон во время визита в Индию в 2010 году на вопрос, вернётся ли "Кохинур" домой, ответил, что от подобной практики Британский музей опустеет.
Однако законных оснований для возвращения предметов искусства домой на сегодняшний день нет. По словам Охошина, существующие международные конвенции по культурному наследию рассматривают возмещение ущерба за последние 50 лет. Колониальный период в эти рамки не укладывается.
Последнее слово за Камиллой
Для Британии корона с "Кохинуром" представляет неоспоримую культурную ценность.
— Во-первых, она символизирует величие страны и напоминает о её славном колониальном прошлом, которым все британцы продолжают гордиться, — говорит Охошин. — Во-вторых, у европейских монархов остаётся пышный церемониал. И Виндзоры здесь впереди. Они располагают наибольшим богатством среди других королевских домов.
Эксперт обращает внимание на совместную процедуру коронации Карла III и Камиллы.
— Таким образом, на мой взгляд, Карл хочет утвердить свою супругу в правах члена королевской семьи, — поясняет он. — Также не стоит забывать, что первой британской монаршей особой, которая носила этот бриллиант, стала королева Виктория. То есть Карл отдаёт дань традициям и показывает, что члены королевской семьи по женской линии имеют равные права на принадлежащие им регалии и использование королевских средств.
По мнению эксперта, Карл вряд ли согласится на замену короны с камнем раздора.
— Учитывая, что у него достаточно упрямый характер, он может не пойти на уступки и поступить по-своему.
Впрочем, сгладить нежелательный общественный резонанс в силах его супруги.
— Камилла обладает достаточно дипломатичным характером, — констатирует Охошин. — Она долгое время пыталась наладить отношения со всеми членами королевской семьи. Особенно с принцами Уильямом и Гарри. Возможно, она сможет сгладить ситуацию, например выбрать другую корону.