Преступление и наказание
По данным следствия, в прошлом году летом в городе Александровске Пермского края Виталий, ослеплённый ревностью, силой удерживал 28-летнюю Жанну в квартире. Он приковал её наручниками к кровати, лишил телефона, подвергал физическому и психическому насилию и в конце концов отрезал правую кисть.
В интервью изданию 59.ру потерпевшая рассказывала, что сожитель угрожал сделать это ещё до пленения. Однажды он увидел в Интернете видео про Маргариту Грачёву, которой муж Дмитрий отрубил обе кисти, и показал ей. Она не поверила, что Виталий поступит с ней точно так же... И зря!
С её слов, 1 июля он занёс в комнату табурет, положил на него нож и молоток, заставил Жанну положить на него руку – в это время их общий сын смотрел мультики в другой комнате. Затем изувер лишил девушку кисти. Когда к ним вошёл сын, истязатель сказал, что просто «чинит маму».
На днях суд в Александровске вынес приговор 28-летнему преступнику. Его отправили в исправительную колонию на 12 лет и обязали выплатить пострадавшей моральную компенсацию размером 4,5 млн рублей.
"Извини, что так поступил"
– Мы возмущены этим решением, – рассказала Metro адвокат Жанны Людмила Андрюкова. – Рассчитывали, что ему дадут 15 лет и на компенсацию в 7,5 млн. Жанна столько вынесла, а сколько ещё предстоит? Хорошо, моя подзащитная держится, воспитывает ребёнка, пытается даже работать, быть активной.
По словам адвоката, Виталий угрожал Жанне, даже когда находился в СИЗО.
– Звонил, говорил, что она пожалеет. Хотя на суде при свидетелях каялся: «Жанна, извини, что я так с тобой поступил». Она в ответ промолчала, сочла, что это не искренне! Я сама ни капли раскаяния в его глазах не увидела. Но сейчас Жанна довольна хотя бы в том смысле, что Виталий будет изолирован от общества.
Помощь Грачёвой
В первые дни после трагедии Жанне пыталась помочь Грачёва. Она искала для неё юридическое сопровождение.
– Мы переписывались, – рассказала Грачёва Metro. – Но потом связь прекратилась. Я понимаю, физически ей сложно было мне писать. Возможно, она ещё и жутко боялась, поскольку и с журналистами не общалась. То, что её сожитель угрожал, что поступит с ней как Дмитрий Грачёв со мной, меня тогда не шокировало. Слишком многое уже повидала.
Узнав, сколько получил пермский изувер, Грачёва была глубоко разочарована (хотя и не удивлена).
– Я считаю, 12 лет за такие преступления – мало! – с возмущением в голосе сказала она. – Но таково российское законодательство. Это время быстро пролетит. И, скорее всего, у него возможно УДО, как, кстати, и у Грачёва.
По словам Маргариты, пострадавшей предстоит долго восстанавливаться физически и психически, как когда-то ей самой:
– В такой ситуации поможет общение с людьми, которые перенесли ампутацию, инвалидами. Они могут сориентировать, что делать. Но жить дальше можно – и даже много чем заниматься. Это точно не приговор.
Сейчас у жертвы пермского мучителя может колебаться настроение. Главное – не уйти глухо в себя, считает Грачёва:
– Если у этой девушки появится острое желание всё-таки замкнуться в себе, недели две ни с кем не общаться – это нормально. Пострадать, но потом снова социализироваться. У меня было такое, что в Германии, где делали протез, я жила отдельно от матери в комнате.
В конце разговора Грачёва отметила, что самое главное, чтобы эти истории чему-то учили, и, может, тогда наконец-то появится закон о домашнем насилии, который будет сдерживать подобных маньяков.
Интервью
Мари Давтян, руководитель Центра защиты при Консорциуме женских НПО, которые оказывали юридическую помощь потерпевшей
Ваш консорциум оказывал юридическую поддержку Жанне. Довольны решением суда?
– Пока обсуждаем, будем ли обжаловать. Нужно получить мотивировочную часть, всё изучить.
Ваше личное отношение?
– Я сама не совсем довольна. Когда шёл процесс по Грачёвой, к нему было приковано внимание общества. Здесь же ситуация ещё страшнее, как будто уже привыкли к подобным делам.
Как держится Жанна?
– Протезы ей сделали государственные, они тяжёлые, громоздкие. Не такие, как у Риты, к сожалению...