5 ноября на сайте archi.ru появилось открытое письмо Александра Егерева, призывающее сохранить исторический облик здания.
Строго говоря, никакой реконструкции в ТАСС проводить не собираются. Речь идёт всего лишь о капитальном ремонте. Беда в том, что ремонтировать собираются знаменитые на весь мир окна-экраны, которые и придают зданию ТАСС такой стильный и современный вид.
"Архитектура ТАСС оказывается беззащитной перед широко распространёнными технологиями ремонта с помощью системы навесных фасадов с облицовкой керамогранитом, “стирающей” лаконичные и выразительные детали здания”, – пишет Александр Егерев.
Сейчас под письмом собрано уже более 3 тысяч подписей.
В чём же опасность близящегося капремонта? Всё дело в технологиях. Проект Телеграфного агентства Советского Союза в начале 70-х годов прошлого века делали четыре выдающихся архитектора: Виктор Егерев, Анатолий Шейхет, Зоя Абрамова и Геннадий Сирота. Сначала здание хотели сделать 25-этажным небоскрёбом. Потом ужались до 12 этажей. В конце концов построили 9-этажный дом из бетонных блоков, отделанных натуральным камнем травертином. Главной находкой авторов стали огромные окна, напоминающие телеэкраны. Они тактично скрыли реальный размер здания, которое снаружи кажется 4-этажным.
– Сейчас дома строятся либо из монолита, либо из силикатных блоков, – объясняет последний оставшийся в живых автор проекта Геннадий Сирота. – Эти бетонные стены покрываются снаружи утеплителем, а потом на него одевается как бы защитная рубашка – металлический каркас, к которому снаружи крепится керамическая плитка. Это называется вентилируемым фасадом. Вот этот вентфасад и собираются одеть на ТАСС. Это значит, что внешний вид здания принципиально изменится. Весь наш травертин пропадёт. Полностью будут заменены окна. Мы получим просто картонную коробку с прорезями.
История с капремонтом ТАСС началась не сегодня, а в 2017 году. Тогда архитекторы тоже возмущались и здание удалось отстоять. Однако Департамент культурного наследия Москвы отказался включить его в список объектов культурного наследия, признав здание всего лишь исторически ценным градоформирующим объектом. Но этот статус ни от чего здание не защищает. Владельцам всего лишь рекомендуется бережно относиться к его облику. При этом владелец вправе произвести любые изменения в его архитектуре.
Сейчас капитально ремонтировать здание собираются ровно по тому же проекту, который четыре года назад удалось отклонить. И снова архитекторы пишут письма.
– Мы, честно говоря, совершенно не хотели пиариться на этой истории, – говорит архитектор Александр Егерев, автор открытого письма. – Мы хотели только, чтобы руководство ТАСС нам ответило и вступило в какой-то диалог с нами. Ещё в середине октября мы отправили это письмо в ТАСС, Москомархитектуру и Департамент культурного наследия Москвы. Пока мы ждали ответа, в Сети появилось вирусное видео с фрагментом керамогранита на фасаде ТАСС, и тогда мы решили письмо опубликовать. Я надеюсь, что руководство ТАСС ответит на наши вопросы и согласится посмотреть другие варианты возможной отделки. Их вариант не единственно возможный. Есть ещё два. Оба не так агрессивны по отношению к существующей архитектуре. Многим непонятно, для чего в центре Москвы применять такие методы ремонта, почему не сохранить существующую облицовку.
С этим вопросом мы обратились в Департамент культурного наследия города Москвы и получили следующий ответ: "В настоящее время здание ТАСС нуждается в ремонте. Безусловно, понятно беспокойство жителей и архитектурного сообщества по поводу того, как оно может выглядеть после ремонта. Поэтому вопрос сохранения проходит многочисленные обсуждения с участием экспертов. Позиция Мосгорнаследия заключается в том, что архитектурный облик здания должен быть сохранён". Это обнадёживает. Однако, по свидетельству того же Мосгорнаследия, откорректированная проектная документация, учитывающая сохранение исторического облика, пока в департамент не поступала.
Редакция газеты Metro будет следить за этой историей. Надеемся, что голос архитекторов будет услышан, а здание ТАСС спасено.