
В чём заключается предложение российской стороны
По данным РИА "Новости", Союз торговых центров провёл опрос и более половины из ста опрошенных крупнейших торговых центров в России готовы сотрудничать с ушедшими брендами. Более того, они готовы немедленно освободить помещения для этих брендов, если к моменту их выхода на рынок свободного места для них не будет. Отмечается, что ТЦ заинтересованы в долгосрочном партнёрстве с вышеуказанными торговыми марками, поскольку видят в них возможность кратно увеличить интерес покупателей и, соответственно, свою выручку.
Как обстоят дела с брендами в России на данный момент
Нужно понимать, что мировые бренды смогут вернуться на российский рынок только в случае отмены санкций. Российский рынок продолжает оставаться прибыльным для множества компаний, а значит, возможностью вернуться должны воспользоваться многие компании.
В телеграм-каналах курсируют слухи о возможном возвращении Coca-Cola. Так, по информации Mash, компания уже рассматривает стратегии работы на российском рынке и борьбы с параллельным импортом. Ожидается, что производить свои напитки компания будет на тех же заводах, что и до ухода в 2022-м. Бренд "Добрый Cola", который сейчас продаётся в магазинах, скорее всего, исчезнет с прилавков, когда начнутся первые поставки оригинального напитка.
Отечественных производителей новость о возвращении Coca-Cola не порадовала, они даже готовы объединиться и при помощи демпинга и бонусов ретейлерам не давать развернуться зарубежным конкурентам. Наиболее яркой стала реакция главы "Черноголовки" Алексея Четвергова.
– У нас страна не проходной двор! Один раз вышел – больше не зайдёшь! — сказал руководитель холдинга.
Готовятся к возвращению и Starbucks – кофейный конгломерат якобы готов выкупить за 270 млн долларов у Тимати и ресторатора Антона Пинского свои прежние точки, которые сейчас носят название Stars Coffee. Бизнесмены пока не комментируют, действительно ли им поступало такое предложение, но эксперты уже отметили, что предложенная сумма в 10 раз больше тех средств, что Тимати и Пинский заплатили за эти активы в 2022-м.
По информации АиФ, к концу года в России могут снова появиться вывески "МакДональдс". Корпорация фаст-фуда продала свои активы в 2022 году бизнесмену Александру Говору, который превратил их в сеть ресторанов быстрого питания "Вкусно – и точка". Попытается ли компания выкупить точки обратно или будет искать новые места для открытия новых мест, неизвестно. В пресс-службе на запрос Metro о том, как будут сосуществовать два существующих бренда, не ответили.
Однако не все рассматривают такой вариант. По сообщению РБК Life, шведский бренд одежды и аксессуаров H&M свернул работу своих магазинов в 2022-м и в настоящее время не планирует возобновлять работу в России.
Почему торговые центры ждут возвращения мировых брендов
– Возвращение сильных зарубежных брендов в российские торговые центры позволит перезагрузить нынешний рынок, послужит толчком к обновлению концепций и заполнит те пространства, которые сейчас простаивают, – рассказал Metro Павел Люлин, вице-президент Союза торговых центров.
Можно ли говорить о том, что ТЦ стали "жить хуже" после введения санкций? Однозначно да. Как отмечает Константин Анисимов, директор по маркетингу Fashion House Group, российские компании и бренды-"дублёры" за три года не смогли стать полноценной заменой зарубежных марок, а мнение союза не может считаться мнением всего рынка, так как он не представляет интересы всех торговых центров в стране.
– На рынке остаётся слишком высокий спрос и мало предложения, так как российские бренды не предоставляют широкого ассортимента, а турецкие и китайские так и не решили развернуться в России из-за рисков – либо санкционных, либо из-за отсутствия локального партнёра, готового вложиться в бизнес, – объясняет эксперт.
Что будет с теми брендами, которые работают сейчас на замену ушедших? По мнению Павла Люлина, они окажутся в более выгодном положении, поскольку уже успели занять лучшие места в торговых точках.
– Появление новых магазинов приведёт к тому, что у покупателей будет больше выбора, а у торговых центров и у их арендаторов вырастет посещаемость. Возможны варианты обратной замены брендов-"наследников" (например, MAAG и Zara), но возвращение не будет для них простым, – отмечает спикер.
Константин Анисимов, в свою очередь, уверен, что часть брендов неминуемо ждёт ликвидация (так, например, недавно случилось с брендом Just Clothes, который попытался заменить ушедший Uniqlo, но отсутствие продаж вынудило компанию закрыть свои магазины). Однако некоторые смогут конкурировать с западными гигантами.
– В долгосрочной перспективе рынок может выиграть от прихода международных игроков. Сочетание сильных локальных брендов, которые адаптируются и укрепляют свои позиции, и возвращение проверенных международных ретейлеров – все вместе обеспечит баланс, выгодный как для бизнеса, так и для потребителя.