В руки исследователей исторического Музея Дренте в Нидерландах из частной коллекции попала древняя статуя монаха. Учёные решили изучить конструкцию и оценить состояние статуи наиболее деликатным способом – с помощью компьютерной томографии, сообщает издание National Geographic.
Обрабатывая полученные изображения, историки увидели ... мумифицированное человеческое тело в позе лотоса.
Дальнейшее расследование показало, что останки принадлежали буддийскому монаху, который, вероятно, подвергся самомумификации — аскетичной практике, известной как сокусимбуцу.
Что такое сокусимбуцу
– Сокусимбуцу (яп. "тот, кто стал Буддой во плоти") – суровая дисциплина, которой придерживались некоторые буддийские монахи в период XI–XIX вв. Изначально возникшая в Китае, она получила наибольшее распространение в Японии, особенно в северо-восточной части с горным ландшафтом, – рассказывает Metro Василий Щепкин, историк-японовед, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института восточных рукописей РАН. – В наши дни повторять её точно не стоит.
Чтобы достичь просветления, своего рода слияния с богом, монахи должны были развить в себе особые духовные силы. Эти силы черпались в горах – священных обителях божеств – путём суровых аскетических практик, таких как омовения под ледяными водопадами, медитация в пещерах, строгие ограничения в питании в периоды длительного уединения.
Кульминацией аскез считалась самомумификация.
Часто спрашивают, в чём разница между сокусимбуцу и египетскими мумиями: первые сами претерпевали лишения, над вторыми трудились другие.
Василий Щепкин, историк-японовед
Как становились сокусимбуцу
Прожив, как правило, благочестивую жизнь, монах начинал подготовку к самомумификации примерно за 3000 дней до предполагаемой кончины своего физического тела. Период разбивался на три этапа в 1000 дней.
На первом этапе монах садился на строгую диету, употребляя только орехи, семена и ягоды. Исключалась углеводная пища типа риса, зерновых, бобовых. Диета сочеталась со строгим графиком физической активности. Активность сменялась долгими часами медитации, говорит историк.
– Суть в том, что тепло, сохраняемое жиром, способствует воспроизводству бактерий – они разлагают тело. Поэтому пост необходим для избавления от жировых отложений.
На втором этапе монах пил сок лакового дерева (лат. Rhus vernicifera). Обычно он используется в качестве лакового покрытия для мебели и обладает противогрибковыми свойствами.
Для живого организма сок токсичен. Его употребление приводит к сильнейшей рвоте, потливости и мочеиспусканию, что обезвоживает тело и создаёт идеальные условия для мумификации. Яд дерева накапливается в теле, чтобы не позволить личинкам и насекомым поселиться в плоти.
– На третьем этапе монах уходил в горы, уединялся в каменной гробнице в позе лотоса, – продолжает рассказ учёный. – Здесь монах медитировал до самой кончины, дыша через небольшую бамбуковую трубку. Он звонил в колокольчик как сигнал того, что он ещё жив. Как только звон прекращался, воздушную трубку вытягивали из склепа, монаха замуровывали.
Примерно через 3 года тело извлекали из могилы. Если оно оставалось нетленным, это означало, что монаху удалось достичь просветления.
Мумию помещали в футляр, обычно деревянный, покрывали золочёным лаком. Статую возвращали в храм и поклонялись как сокусимбутсу, или живому Будде.
– Число задокументированных примеров успешной самомумификации составляет менее 30, – приводит данные Василий Щепкин. – В остальных случаях останки были перезахоронены, при этом сила духа и выносливость таких монахов глубоко почитались.