Города и достопримечательности
У компании "Интурист" были самые интересные рекламные плакаты, и главное – реклама была эффективной: в 1930-е годы в Советский Союз силами "Интуриста" привлекалось до 70 тыс. туристов в год.
– Рекламировались не только отдельные города и достопримечательности, но и целые регионы, новые направления – то, что сегодня стараются реализовать региональные власти, – сказал Иван Клейменичев. – Продвигали путешествия по Транссибирской магистрали, рождественские путешествия на Байкал, которые, кстати, пользовались спросом. Даже продвижение времён года было одной из задач "Интуриста". Туристам предлагали разные активности: альпинизм, водные виды спорта, летние оздоровительные курорты. Альпинистскими турами особенно интересовались туристы из Германии. Отдельно хочу выделить плакаты, посвящённые путешествиям по Волге. Этот жанр в туризме в СССР активно развивался.
Сырьё
– Советский Союз рекламировал не конкретные продукты, а крупные тресты и организации – нефтепродукты, сталь, древесина, пушнина. Интересно, что СССР успешно продавал подшипники, сейчас мы их закупаем в Китае, как и другие детали, которые раньше сами поставляли. Один из моих любимых образцов – реклама натуральной щетины от Союза пушнины.
Станки и оборудование
По словам Ивана, существовала специализация в художественных вузах "Познавательное изображение". Иллюстратор должен был точно воспроизвести все детали станка, нарисовать его в разрезе.
– Что только не рекламировала советская промышленность: текстильные машины и челноки, печатное оборудование, паровые турбины, навигационные приборы для судов. Все эти плакаты – образцы качественного, продуманного дизайна. Например, целый журнальный разворот, рекламирующий копировальное оборудование.
Кино
– Кино приносило Союзу колоссальные доходы как на мировом рынке, так и внутри страны. Начиная с 1930-х гг. советские фильмы активно прокатывали за рубежом. Мне удалось собрать коллекцию плакатов фильма "Броненосец Потёмкин" Сергея Эйзенштейна – несколько десятков плакатов из разных стран. Занимаясь этой темой, я обнаружил, что иногда происходила "пересборка советских фильмов" – фильму присваивалось другое название, частично переписывался сюжет, убирали некоторые сцены. Известно, что советский кинематограф повлиял на творчество, например, Ридли Скотта – некоторые советские фильмы включены в учебную программу в США. Но и Советский Союз очень много закупал, правда, не голливудское кино, а французское, итальянское, индийское.
Радиоэлектроника
– СССР добился успехов в производстве транзисторов и полупроводников. Приёмники были высочайшего качества, кроме того, стоили недорого. Советскими приёмниками пользовались в США и Великобритании. В области радиоэлектроники Советский Союз зарубежных партнёров опередил.
Фототехника
– Наши любительские фотоаппараты тоже нашли своё место на зарубежном рынке. Да, было не самое высокое качество плёнки и химических реактивов, которые часто нивелировали технические достоинства фотоаппарата. Но благодаря доступной цене и удобству в использовании советские фотоаппараты имели успех и у рядовых европейских покупателей. Этот плакат – редкий пример эксплуатации советских достижений в космосе, прямая иллюстрация того, что эти камеры фотографировали обратную сторону Луны. Так это или нет, неизвестно, но образ получился убедительным.
Деликатесы
– Эта экспортная сфера во многом сформировала архетип восприятия иностранцами Советского Союза. Экспортировались высокомаржинальные продукты с длительным сроком хранения – икра, камчатские крабы, водка. Для зарубежного продвижения были созданы отдельные марки, говорили, что они лучше, но, в общем-то, ничем не отличались от того, что продавалось внутри страны.
Аэрофлот
– "Аэрофлот" получал сильную поддержку государства. Советский Союз контролировал до 50% авиационного рынка в мире – это производство самолётов, грузовые и пассажирские перевозки. Шедевр графического дизайна – международная серия Виктора Асерьянца, посвящённая разным городам.
Транспорт
– Сейчас иронизируют над российским автопромом, но в послевоенные годы он достойно развивался и не уступал конкурентам на мировом рынке по качеству и надёжности. Это была простая в ремонте техника, которую можно было обслужить, допустим, в египетском бархане с помощью минимального набора инструментов. Рекламу "москвича" печатали в газетах Финляндии и Германии. Сохранилась фотография с автосалона в Нью-Йорке, на которой актриса Джули Десмонд рекламирует "москвич". Интересен тот факт, что СССР поставлял на экспорт производственные грузовики, коммунальную и уборочную технику.