В подмосковном музее "Новый Иерусалим" решили открыть для зрителя XXI века красоту века XVII через "диалог" новой выставки и постоянной экспозиции.
– В основе нашего собрания – знаковые предметы XVII столетия, – рассказала Metro директор государственного историко-художественного музея "Новый Иерусалим" Анна Антипенко. – Мы хотим, чтобы, проходя залы постоянной экспозиции, посетитель погружался в эпоху и затем, переходя к новой выставке, смог иначе посмотреть на работы художников Серебряного века и их "погружение" в XVII век.
На рубеже XIX и XX веков, известном в культуре как Серебряный век, русские художники действительно очень часто обращались к XVII столетию – такому же беспокойному, как современный им слом веков. Обращение к национальной эстетике возвращало им чувство уверенности и твёрдой почвы под ногами в колеблющемся на краю пропасти мире. Ретроспективный взгляд в далёкую эпоху вылился в сказочный мир ищущих небесный град царевичей и царевен Ивана Билибина, белокаменную Русь Аполлинария Васнецова, стилизации под древнерусскую живопись Дмитрия Стеллецкого и потрясающие по эмоциональному воздействию авангардные иконы Натальи Гончаровой. Всё это и многое другое собрано теперь на площади более 3000 м2 на первом этаже музея "Новый Иерусалим".
"Формулу Руси" в Новом Иерусалиме сегодня "разгадывают" более 240 работ из собраний 19 музеев России и частных коллекций, среди которых Третьяковская галерея, Русский и Исторический музеи, Театральный музей имени А. А. Бахрушина, Музей искусства народов Востока, Музей-заповедник "Абрамцево" и другие. Архитектор экспозиции Фатали Талыбов стилизовал пространство выставки под арочную архитектуру XVII столетия: переходы из зала в зал напоминают путешествие по галереям средневековых построек.
На протяжении нескольких столетий красота XVII века открывалась отечественной публике постепенно: Пётр I сам был его частью и с ним всю жизнь боролся, но его дочь, Елизавета Петровна, попыталась "примирить" принесённую Петром западную эстетику и национальные традиции. Императрица была набожной, ездила в паломнические поездки и строила храмы – хоть и руками барочного архитектора Растрелли, но в формах русского пятиглавия. Именно она, посетив Новоиерусалимский монастырь, предложила его реконструировать, возродив этот важнейший памятник отечественной архитектуры XVII века.
Такой же источник национального и исконно русского видели в XVII столетии и все следующие российские самодержцы: так, Екатерина II придумала стилизованное русское платье и ходила в короткой крестьянской кофте-шугае и кокошнике, а последние Романовы, Николай II и Александра Фёдоровна, не просто короновались в одежде XVII столетия, но и всё празднование 300-летия императорского дома было оформлено в эстетике века, с которого началась история русской правящей династии.
Стиль XVII столетия становится стилем государственной власти. Но интересно, что стилистика XVII века объединяла как власть, так и тех, кто ей пытался оппонировать: например, художники-передвижники тоже видели в ней источники национального, сделав своими героями оппозиционеров боярыню Морозову и Емельяна Пугачёва. Так русские революционеры и монархисты объединились в своём пристрастии к одной и той же эпохе, ставшей для них своеобразным национальным ядром.
– Не только для правых и левых до революции, но даже для большевиков XVII век был более чем актуален, – рассказывает Metro куратор выставки Василий Успенский. – Одним из их излюбленных героев был бунтовщик XVII века Стенька Разин, культ которого вырос просто до небес: памятник ему Ленин открывал на Красной площади.
Именно поэтому XVII столетие, видимо, действительно содержит в себе какую-то "формулу Руси", способную объединять противоборствующие стороны, и поэтому оно может быть так интересно и сегодня, в такую же беспокойную и богатую на противоречия эпоху.