На аэродроме "Чёрное" в Балашихе среди ромашек и травы застыли журналисты в ожидании главной звезды будущего фестиваля "Небо: теория и практика" – учебного самолёта ПО-2 (ранее – У-2), названного в честь авиаконструктора Николая Поликарпова. Когда-то этот легковесный "кукурузник" выпускался десятками тысяч и мог нести бомбы весом в 300 килограмм. Сейчас же в стране осталось всего пять или шесть таких самолётов, способных подняться в небо.
Биплан в сопровождении вертолёта вылетел утром с аэродрома Дракино, где и производилась реконструкция. Издалека он кажется неправдоподобно маленьким. Спустя пару минут самолёт уже сел в поле прямо перед нами. Посадка прошла мягко, что неудивительно – за штурвалом отреставрированного чуда времён Великой Отечественной войны был Роман Седых, пилот с многолетним стажем, один из немногих в стране, кому доверяют управлять историческими летательными аппаратами.
– Страшно ли вам летать на таком агрегате? – задают вопрос журналисты, когда Седых вышел из-за штурвала.
– Конечно, страшно! – посмеиваясь, ответил лётчик.
Верится в это с трудом, ведь вблизи ПО-2 выглядит как игрушечный – зелёный, с красными звёздами по бокам, только он побольше тех, которыми мы играли в детстве. Именно показательные выступления на этом аппарате станут одной из главных фишек фестиваля, который пройдёт в следующие выходные.
По словам Владимира Пономаренко, владельца самолёта, восстанавливали легенду военного времени буквально с нуля – а именно с шасси. На реставрацию ушло три миллиона рублей – и это без учёта стоимости работы специалистов, которых было очень непросто отыскать.
– Была такая шутка: самолёт состоит из палочек для усиления и дырочек для облегчения, – рассказывает Седых. – У этого самолёта нет ни тормозов, ни электрооборудования, он очень простой, всё управление видно снаружи. Разве что для полётов в современных условиях на него установили радиостанцию.
Заглядывая в кабину, чувствую себя дошкольником, который прокрался в мир взрослых. Внутри царит минимализм технологий прошлого века – у кресла расположен штурвал, на приборной панели расположены датчики высоты и всего прочего, их можно сосчитать по пальцам. Одновременно в кабине могут помещаться двое лётчиков. Несмотря на свои небольшие габариты, ПО-2 способен развивать скорость до 150 км/ч, подниматься на высоту в 3800 метров, а полного бака топлива может хватить на 400-километровый перелёт.
Каркас самолёта практически полностью состоит из дерева и ткани, что и обеспечивает ему лёгкость – передвинуть агрегат при желании может и пара человек. Но в этом преимуществе заключается и главная уязвимость: он очень зависим от движения ветра. К тому же открытая кабина никак не защищает пилота от погодных условий, что для большинства современных лётчиков как минимум должно создавать немало неудобств.
– А что самое тяжёлое и самое лёгкое в вашей работе? – спрашиваю я у Романа Седых.
Ответ лаконичен: "Взлёт – опасен, полёт – прекрасен, посадка – трудна!"
27 и 28 мая на аэродроме "Чёрное" в подмосковной Балашихе пройдёт VI фестиваль "Небо: теория и практика". Большой семейный фестиваль объединит всех, кто любит небо, неравнодушен к самолётам, космосу и новым технологиям. В его программе — показательные выступления чемпионов Европы и мира, выставка необычной лётной техники, чемпионат Московской области по вертолётному спорту, чемпионат по гонкам на дронах и большая "наземная" программа с участием музеев, аэроклубов, частных космических компаний, лётных школ, пилотов и космонавтов.