Выпоротый Питер, фото которого были сенсацией в Гражданскую войну в США, стал прототипом героя Уилла Смита

В мировой прокат вышел фильм "Освобождение". Прототипом персонажа Уилла Смита стал легендарный беглый раб. Metro вспоминает его историю
Выпоротый Питер, фото которого были сенсацией в Гражданскую войну в США, стал прототипом героя Уилла Смита
Copyright (c) 2015 Everett Collection/Shutterstock. No use without permission.
Так выглядел "выпоротый Питер".

В Гражданской войне в США (1861–1865 годы) победил Север — так называемый Союз (Федерация) из 24 северных штатов США во главе с президентом Авраамом Линкольном. Против них боролся Юг — 13 южных рабовладельческих штатов (Конфедерация), которые собирались обрести независимость. 

Портрет Авраама Линкольна.
Getty Images
Портрет Авраама Линкольна.

По окончании войны южные штаты долго возвращались в состав США. Главным условием для этого был запрет рабства.

У северян первые годы войны оставалось настороженное отношение к рабам, но, как пишет Daily Mail, сочувствие к ним заметно возросло, когда в их лагере появился беглый раб Питер. В марте 1863 года он ценой невероятных усилий добрался до армии Союза в Батон-Руже (штат Луизиана). 

Конфедераты долгое время замалчивали зверства в отношении рабов. Они утверждали, что "особый институт" (так называли рабство) был на самом деле гуманным. Но Питер показал, как с ним обращались южане, — и это стало поворотным моментом.

Сбивал нюх ищеек

Питер снял в лагере рубашку и показал ужасающие раны на спине, которые свидетельствовали о систематических побоях. Рельефные шрамы пересекали его спину крестом, они простирались от ягодиц и до плеч. Несколько фотографов сделали легендарные снимки, которые якобы раскрыли глаза северянам на то, что происходило на Юге. В США начались протесты аболиционистов — так называли сторонников уничтожения рабовладения и прекращения торговли людьми.

Обо всех пережитых ужасах Питер рассказал врачам массачусетской пехоты. Его показания были сбивчивыми — предположительно, из-за лихорадки, которую он перенёс в бегах. Питер преодолел 15 километров, прежде чем оказался в лагере северян.

Оказалось, раб жил на хлопковой плантации в Южной Луизиане вместе с 40 другими невольниками — ими владел капитан ирландского происхождения Джон Лайон. Однажды раба с особенной жестокостью избил с помощью кожаного ремня надсмотрщик по имени Артай Карриер. Когда Лайон увидел раны своего раба, то решил уволить Карриера — за "порчу имущества", при этом пострадавший приходил в себя два месяца. 

1860 год — именно тогда появился этот рисунок, изображающий плантатора, избивающего раба.
Getty
1860 год — именно тогда появился этот рисунок, изображающий плантатора, избивающего раба.

"Я не помню побоев. Мне было очень больно из-за ран, которые надсмотрщик поливал солёным рассолом", — рассказал Питер работнику профсоюза — слова беглого раба привели тогда в газете American Citizen.

За несколько месяцев до побега Питера президент США Авраам Линкольн объявил всех рабов Конфедерации свободными. Вероятно, до Питера дошли слухи об этом — и он решил бежать. Сразу после побега на него была объявлена охота — ему пришлось босиком пересекать болота, кишевшие аллигаторами. Беглец взял с плантации лук, которым регулярно обтирался, чтобы сбить со следа собак-ищеек. 

На воле он пожелал стать чернокожим солдатом армии Союза, чтобы бороться за свободу афроамериканцев. 

СМИ о Питере

Как пишет Washington Post, раб общался с врачами, которые осматривали его, на французском: английский он знал плохо, как и тысячи других невольников, работавших на плантациях Луизианы и Миссисипи. 

Несмотря на путаность показаний, один из врачей, которые осматривали Питера, отметил, что пациент "кажется, умён и хорошо воспитан". Некоторые, увидев страшные раны, не могли поверить глазам. "Они ужаснули каждого белого человека, при этом чернокожие даже не обратили внимания, поскольку такие ужасные раны они уже видели", — вспоминал очевидец. 

И хотя уже тогда продавалась литература о зверствах рабовладельцев — например, книга "Хижина дяди Тома" (написана в 1852 году), теперь люди увидели фотографии, которые стали ещё более веским доказательством преступлений. 

Так выглядела автор "Хижины дяди Тома" — Гарриет Бичер-Стоу.
Getty
Так выглядела автор "Хижины дяди Тома" — Гарриет Бичер-Стоу.

Первая газета с историей Питера вышла под заголовком "Возвращение бичёванного". В журнале Harper's Weekly, который был популярен в то время в США, тоже появилась заметка о Питере: "Типичный негр" (в статье постоянно использовалось слово "негр", которое сейчас считается расистским). Фотографии появились и у солдат, воевавших против Юга. "Посылаю тебе снимок раба — как он выглядит после порки", — писал своему брату хирург 1-го полка туземной гвардии Луизианы (один из первых полков армии Союза, в котором служили только афроамериканцы).

Сам Питер вступил в армию Союза, но конфедераты пленили его — избили и оставили умирать. Однако он нашёл в себе силы, чтобы вернуться в лагерь северян. В армии Питер дослужился до звания сержанта, был одним из активных участников осады Порт-Гудзона на Миссисипи в июле 1863 года — афроамериканцы сыграли в этой военной операции ведущую роль, причём впервые в истории. 

После этого следы Питера теряются.

Но дело его жило ещё долго. Редактору New York Times в 1863 году пришло письмо. "Порка кожаным ремнём по голому телу — обычное дело. Также по коже шлёпают ручной пилой — до тех пор пока она не покрывается ранами". Также отмечалось, что порабощённых африканцев могли держать на земле, хватая их за руки и ноги, а некоторых привязывали к кольям, вбитым в землю, чтобы... пытать огнём. Рядом поджигали сухую кукурузную шелуху: по горящим углям били палкой таким образом, что на спину раба обрушивался дождь из искр, — до тех пор пока не появлялись волдыри. Если раб высвобождал руки, чтобы укрыть спину от огня, то к ним прикладывали горящее клеймо". 

Во многие редакции американских газет стали поступать подобные письма.

Замалчивание продолжилось

"Только сейчас люди узнают об истинных ужасах прошлого, — пишет темнокожий журналист Washington Post Дэнин Браун. — Многое пряталось на чердаках, зарывалось в болотах и братских могилах. Белокожие историки скрывали истину, искажали её — они строили памятники солдатам Конфедерации". 

Как рассказал газете президент Ассоциации по изучению жизни и истории афроамериканцев Марвин Дулани, правда о рабстве в США редко всплывает в источниках. "Можно годами изучать историю рабства и не узнать о нём ничего существенного. Первые 155 лет историки в США мифологизировали рабство". 

По словам эксперта, они изображали порабощённых африканцев неотёсанными. "Писали, что собирать хлопок их обучали мастера. Их изображали как людей, которые приехали из Африки без каких-либо навыков. Но африканцы построили эту страну. И нам нужно постоянно рассказывать об этом". 

Уилл Смит представляет фильм "Освобождённый", который призван показать истинное лицо рабовладельцев в США.
Getty Images
Уилл Смит представляет фильм "Освобождённый", который призван показать истинное лицо рабовладельцев в США.

Дулани подчеркнул, что, увидев фотографии Питера, долго приходил в себя: "Я заплакал, представив, как человека избивают, оставляя на спине эти рубцы". При этом Дулани сказал, что фотографии отражают поразительную стойкость чернокожих людей. 

"В ходе войны афроамериканцы бежали от рабства — сначала десятками, затем сотнями и тысячами, освобождая себя и делая рабство ключевым вопросом Гражданской войны. Этот человек с рубцами на спине — символ тех событий", — резюмировал Дулани.

"Основа богатства США — рабство"

— То, что один человек повлиял на ход Гражданской войны, — красивая история, а американцы такое любят, — рассказывает Metro политолог Владимир Брутер. — Но это имеет мало общего с действительностью. Всегда есть символы борьбы, это правда. Но к началу Гражданской войны конфликт сторон зрел десятилетиями. Жители Севера и Юга ненавидели друг друга. Эмигранты-северяне, которые покинули родные берега из-за ненависти к Отчизне (по Шарлю Бодлеру), ненавидели консерватизм и религиозность южан, их приверженность традиционным семейным ценностям. Они всегда хотели их контролировать. При этом на Севере хорошо знали, что Юг — очень богатый и основа этому — рабство! В свою очередь, плантаторы от более бедного Севера ничего не хотели. Они просто желали жить так, как жили прежде, поэтому и стремились выйти из состава США. 

По словам эксперта, рабство положило начало благополучию США, о чём там до сих пор пытаются умалчивать.

— Рабство помогло им накопить первичный капитал. Есть пример Бразилии: туда тоже ввозили рабов, но отказались от этого раньше. И мы видим, что Бразилия не успела создать капитал, который послужил бы финансовому благополучию страны. Отказ от рабства — это отказ от денег. На Севере что, воевали за афроамериканцев, чтобы потом 100 лет не давать им гражданских прав? В США рабство никуда не делось после отказа от него. Рабы стали свободными, но бесправными гражданами и делали всё то же самое, только за чуть большую зарплату. 

25 мая 1961 года. Темнокожую женщину выставили вон из комнаты ожидания "для белых" в Джэксоне (штат Миссисипи).
Getty
25 мая 1961 года. Темнокожую женщину выставили вон из комнаты ожидания "для белых" в Джэксоне (штат Миссисипи).

Читайте также: