– Мы с мамой и папой жили в маленькой коммунальной квартире размером 12 метров 75 см, – рассказывает дочь Евгения Халдея Анна Ефимовна. – По улучшению жилищных условий тогда было ограничение в 4 метра на человека. И мы бы хотели его получить, но именно эти 75 см помешали, так как в сумме выходило, что каждому отводилось 4 метра 20 сантиметров.
В этой маленькой комнате у Евгения Ананьевича была своя лаборатория у окна, вдоль подоконника, рядом с балконом. И хотя в то трудное послевоенное время постоянной работы он не имел, фотографией по-прежнему горел.
– Из-за размера комнаты у меня не было своей кровати. На ночь ставили раскладушку, – вспоминает Анна Ефимовна. – Когда папа работал, он носил мимо меня фотографии в ванную, чтобы промывать. Помню, как на меня иногда попадали капли воды.
С маленькой дочерью Халдей никогда не сюсюкал. Она не была избалована, очень деятельна, с характером. Потому иногда строгий отец ставил девочку в угол, но, конечно же, безумно любил.
– Мне было 3 года, день рождения, ноябрь, – ностальгирует Анна Ефимовна. – От потолка к моей раскладушке была протянута проволока. Очень хорошо помню то счастье, которое испытала, когда по ней прямо ко мне в руки съехала кукла с меня размером. Я случайно сунула руку ей под платье, и... нащупала целых 5 конфет "Мишка". Какое это было счастье!
Папа был папой, главным человеком в семье, а его слово – непререкаемым законом. Анна Халдей, дочь Евгения Халдея
Быть фотографом Евгению Ананьевичу было предначертано судьбой. Работать он начал очень рано, в 12 лет, на заводе, а уже в 15 – фотокорреспондентом в "Фотохронике ТАСС", прибавив себе один год, чтобы прокормиться, так как практически все члены семьи трагически погибли.
Тяга к фотографии побудила Евгения создать самодельный фотоаппарат из картонных коробок и бабушкиных линз от очков. Его очень интересовало то, что "из ничего можно запечатлеть настоящее". Позже он купил себе в кредит аппарат "Фотокор № 1" аж за 120 рублей.
– Кадры из этой камеры он клал в коробку, обернув ватой, и отправлял в редакцию, – рассказывает Анна Халдей. – Кстати, именно в "Фотохронике" как-то раз коллеги назвали его Женька, хотя при рождении он был Ефимом. Так и прижилось.
Великое дело, которым занимался Евгений, не могло остаться без продолжения. И хотя его дочь не стала фотографом, работала технологом по пошиву одежды, делом отца Анна Ефимовна занимается уже 27 лет, снимает фильмы и пишет книги о нём.