Вся правда о Зурабе Церетели: воспоминания Франгуляна, Рукавишникова, Щербакова

Скульптор, художник, президент Российской академии художеств и основатель Московского музея современного искусства Зураб Церетели ушёл из жизни на 92-м году этой ночью
Вся правда о Зурабе Церетели: воспоминания Франгуляна, Рукавишникова, Щербакова
Владимир Федоренко / @РИА "Новости"
Академик Российской академии художеств, народный художник РФ скульптор Зураб Церетели в своей мастерской.

Лично знал Пикассо, Шагала, Дали

Список регалий, которых Церетели был удостоен за свою длинную жизнь, займёт не одну страницу. Но важно не это. Зураб Константинович до последнего дня оставался художником. 

Он делал зарисовки по дороге в мастерскую, не выпускал карандаш на заседаниях Российской академии художеств, и даже когда стало барахлить сердце и начала отказывать память, он рисовал.

Скульптор Зураб Церетели возле памятника Петру I в Москве.
Александр Макаров / @РИА "Новости"
Скульптор Зураб Церетели возле памятника Петру I в Москве.

Творчество Церетели часто подвергалось критике и получало не самые лестные оценки, но то, что его имя стало нарицательным в российском искусстве, бесспорно.

Какая фамилия первой приходит на ум при упоминании главного российского скульптора?

"Критика – это очень хорошая реклама. К этому я пришёл не сразу, но, к своему удивлению, научился у истории и великих художников. Сегодня удивительно, как могли их ругать, а тогда современники не поняли. Это участь художника, увы. Но лично мне критика никак не мешает заниматься любимым делом", – отметил скульптор во время установки памятника Рудольфу Нуриеву в Казани.

Церетели был личном знаком с такими именитыми художниками, как Пабло Пикассо, Марк Шагал и Сальвадор Дали. Именно они вдохновили его на свободу и монументализм. Сам Церетели признавался, что восхищён ими. 

"Я видел, как Шагал делает витражи, как Пикассо занимается не только живописью, но и литьём, керамикой, росписью по фарфору. Помню, как меня поразило, что Пикассо сначала рисовал и писал в ателье, потом спускался вниз в гончарную мастерскую и занимался керамикой, расписывал фарфор. Здесь же отливали скульптуры, затем он снова возвращался к своим полотнам, к мольберту. Тогда мне и захотелось самому начать работать, как они. Главное, что я понял, общаясь с Шагалом и Пикассо, что художник свободен. Так меня не учили. Рамки нашей жизни не давали такой свободы", – говорится в книге Льва Колодного "Сердце на палитре. Художник Зураб Церетели". 

"Из его уст похвала всегда звучала как тост"

Скульптор, народный художник, действительный член РАХ Александр Рукавишников:

– Одним из главных достижений Церетели можно назвать Академию художеств, которую он возглавлял. Когда он появился, академия стала хорошеть на глазах. Вот конкретный пример: однажды Зураб Константинович показал мне... туалеты. Через месяц или полтора после его прихода там всё стало идеально. А именно по туалетам, как вы знаете, англичане судят о культуре страны. Он устраивал грандиозные поездки, праздники, рауты, балы. Сами мы ничего подобного себе позволить не могли. Но благодаря этим мероприятиям каждый художник чувствовал свою сопричастность к миру искусства. Только теперь мы осознаём, кого потеряли. Это был мастер уровня Марка Шагала или Пабло Пикассо, которыми Церетели восхищался. Он мне часто рассказывал о своих встречах с Шагалом, который его трепал по щеке и говорил: "Мальчик, давай, твори, у тебя хорошее будущее".

Георгий Франгулян, советский и российский скульптор, профессор Международной академии архитектуры, академик РАХ:

Цифра
Более 5000
скульптур, фресок, мозаик, произведений живописи и графики – за авторством Зураба Церетели.

– Зураб – человек огромной харизмы и широкой души, и при этом настоящий грузин. Он очень любил устраивать застолья, приглашать гостей. Ему обязательно нужно было всех накормить и напоить. Мы относились друг к другу с огромной симпатией. Вмести ездили в Грузию, при этом общение всегда происходило на высшем духовном уровне. Так как я тоже родом из Тбилиси, мы легко понимали друг друга с полуслова и полувзгляда. Это и есть то особенное, что объединяет людей, выросших в одном окружении. Он долго уговаривал меня стать членом академии. А я не хотел из-за духа противоречия. Но в итоге он поставил меня перед фактом, сразу приняв в действительные члены, минуя промежуточное звание члена-корреспондента. Конечно, он многих этим разозлил, но было даже смешно. 

Георгий Франгулян утверждает, что никакого соперничества у него с Церетели никогда не было:

– Кто пытается конкурировать, тот теряет себя. Надо понимать свою собственную ценность, иметь своё лицо, особенность. Важно, что художник оставляет после себя. Это и есть камертон искусства. В России на сегодня художника такого масштаба точно не было и в ближайшее время, наверное, не будет. Около 98% нынешних скульпторов – безликие.

На вопрос, обоснована ли критика некоторых работ Церетели, Георгий Франгулян ответил, что это право каждого человека.

– Работы коллег я никогда ни с кем не обсуждаю. И не советую вам такие вопросы задавать. Художник есть художник. Он сам за себя в ответе. Нравится или не нравится – это всегда чисто субъективное мнение. Похвалить может иногда и нужно, но не ради красного словца, а когда человек этого действительно заслуживает. Хвалил ли меня Церетели? Он отметил меня высшей наградой академии – Золотым крестом номер один. Это можно считать похвалой или нет? Зураб хвалил всегда, делал это с удовольствием, но из его уст похвала всегда звучала как тост. В хорошем смысле слова, конечно.

Президент России Владимир Путин (слева) наградил президента Российской академии художеств Зураба Церетели (справа) орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени.
Алексей Панов / @РИА "Новости"
Президент России Владимир Путин (слева) наградил президента Российской академии художеств Зураба Церетели (справа) орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени.

Салават Щербаков, советский и российский скульптор, академик РАХ:

– Церетели – это человек-событие. Несмотря на масштаб его личности и многочисленные регалии, он был очень открытым и добрым. Относился ко всему с юмором, и невероятной лёгкостью. Когда он появлялся на президиуме – все начинали улыбаться. В академии Зураб Константинович был для художников как отец. Всегда вслушивался и старался помочь, даже если вопрос касался, например, медицины. Находил возможности и решал проблему. Ещё сколько я его помню, он постоянно рисовал. У него с собой всегда был блокнот, в котором он зарисовывал все свои идеи. С Зурабом Константиновичем можно было говорить на любые темы, одна его фраза мне особенно запомнилась: “Надо ходить энергичной походкой”. Он упрекал художников в том, что они вечно сонные и инертные, и заставлял их “поменять походку”. Все относились к этому с юмором. Он мог внезапно начать с кем-нибудь бороться – в шутку толкнёт, поборется, и ходит довольный. В молодости-то спортсменом был! Ну и красивых женщин, конечно, любил, комплименты им всегда делал.

Член Союза художников России Наталья Опиок лично знала Зураба Церетели:

– С Зурабом Константиновичем я познакомилась в конце 90-х, во время художественных работ по воссозданию убранства храма Христа Спасителя. Тогда Церетели единогласно выбрали президентом Российской академии художеств. Нам в этом плане крупно повезло, потому что Зураб Константинович радел за все академические дела и направления. Он всегда помогал художникам советами, дружеским участием. Я часто общалась с маэстро, видела, что он пребывает в счастливом и радостном состоянии творческого процесса, его огромные монументальные произведения, станковые работы, портреты современников, великих деятелей искусства, серии графических работ и медных пластин с особой техникой эмали – всё это и сейчас вызывает восторг, вдохновляет. Он всегда рисовал. Даже на заседаниях президиума академии наблюдал за коллегами и делал зарисовки. Церетели – величина, эпоха, яркость. Примечательно, что он ушёл творить в небесные обители именно на пасхальной неделе, оставив нам своё грандиозное творческое наследие и бесконечную ценность радости бытия.

Самые известные работы Церетели, без которых уже невозможно представить облик столицы:

Памятник Петру I на на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала. Самый критикуемый и в буквальном смысле заметный проект. Вы, кстати, знали, что в голову Петра I можно подняться по специальной лестнице внутри конструкции? Правда, она предназначена только для обслуживающего персонала, туристов туда не пускают.

Скульптурное оформление мемориального комплекса на Поклонной горе. Это и Монумент Победы, и статуя Георгия Победоносца у его подножья и композиция "Трагедия народов" в память о жертвах фашистского геноцида.

Фонтан на Манежной площади с четвёркой вздыбленных лошадей — один из символов столицы. Москвичи называют скульптуру просто "Кони".

Памятник генералу Шарлю де Голлю на одноимённой площади. Образ экс-президента Франции передан таким, каким Церетели увидел его при личной встрече в начале 1960-х. Поскольку монумент установлен рядом с гостиницей "Космос", гости столицы часто издалека принимают его за ракету.

Монумент "Дружба навеки" на Тишинской площади. Символ дружбы между русским и грузинским народами в 42 метра состоит из букв русского и грузинского алфавита, которые складываются в слова "Мир", "Труд", "Единство", "Братство".