Впервые опубликована фотография разбитого самолёта, в котором погиб Юрий Гагарин

55 лет назад разбился самолёт с космонавтом Юрием Гагариным и фронтовиком Владимиром Серёгиным. Племянница Гагарина ежегодно посещает место трагедии
Впервые опубликована фотография разбитого самолёта, в котором погиб Юрий Гагарин
Getty
Юрий Гагарин в Лондоне

Известно, что учебно-тренировочный истребитель МиГ-15 вылетел 27 марта 1968 года в 10:19 утра с военного аэродрома Чкаловский. Пилотировал Гагарин, проверяющим был Серёгин. В 10:30 космонавт сообщил об окончании тренировки. Вскоре самолёт на скорости 700 км/ч под углом врезался в землю, не долетев 3 км до деревни Новосёлово.

– Нас пустили на место катастрофы лишь в августе, – вспоминает в беседе с Metro племянница Гагарина Тамара Филатова. – С тех пор я каждый год там бываю, только в этом не смогла – по медицинским причинам. Дорога дальняя, тяжёлая. Когда приехала впервые, защемило сердце. Увидела снесённые деревья, от макушек и до самой земли. По ним было видно, как падал самолёт. Навсегда запомнила огромную яму, наполненную водой. Всё пыталась представить, как они падали, о чём думали в последний момент. Конечно, это место произвело гнетущее впечатление. Боль от потери стала притупляться лишь с годами, я всё время загоняю её глубоко внутрь. Но в какой-то момент она снова прорывается с той же силой, с ощущением безысходности, когда никто ничего не может сделать. 

Фрагмент фюзеляжа истребителя. Съёмки проводились 28 марта 1968 года, и это первый обнародованный снимок с места авиакатастрофы
РГАНТД
Фрагмент фюзеляжа истребителя. Съёмки проводились 28 марта 1968 года, и это первый обнародованный снимок с места авиакатастрофы

По словам Филатовой, её дядя любил небо, оно всегда манило его по-юношески.

– Но это была для него и работа. Он же был замначальника центра по лётно-космической подготовке, в его обязанности входили полёты на самолёте. Но тот вылет стал роковым. До сих пор мы точно не знаем, что же там случилось. 

Племянница первого в мире летчика-космонавта Тамара Филатова
Антон Белицкий / @РИА "Новости"
Племянница первого в мире летчика-космонавта Тамара Филатова

Заслуженный пилот России Юрий Сытник объяснил Metro, что Гагарин пилотировал учебный самолёт, с двойным управлением. Он выполнял контрольно-проверочный полёт перед самостоятельным вылетом, а Серёгин его контролировал, поскольку у Гагарина была пауза, некоторое время он не летал.

– Гагарина могли обидеть как пилота – значит, командиры части, где он тренировался, не были до конца уверены в его подготовке. Но плохо другое – тогда была облачность, ограниченная видимость. Учитывая, что Гагарин летал после перерыва, можно было дождаться погоды получше. 

Кроме того, Гагарин ехал на своей "Волге" к аэродрому без пропуска и вернулся за ним. Возвращаться – плохая примета, но Гагарина это не смутило. И случилась катастрофа. О ней известно всё, кроме причины. 

– Был резкий отворот. От чего они уходили? От шара-зонда, от "струи" другого самолёта? У того МиГа был плохой "горизонт" (прибор, указывающий лётчику положение самолёта в пространстве относительно горизонтальной плоскости. – Прим. ред.). Много людей из-за этого погибло. В таких ситуациях пилоты просто не понимали, в каком положении "вываливались" из облаков. То, что произошло после отворота, уже хорошо известно. Гагарин и Серёгин пытались вывести самолёт из штопора. Это понятно по срезу деревьев – МиГ был уже без крена, на выводе. Оба пилота тянули за ручку, были в сознании, работоспособными. Учёные сейчас определяют это по состоянию крови, по выделяемому адреналину. Хочу сказать, что Гагарин погиб как настоящий лётчик, для лётчика это нормальная гибель. В нашей памяти он остался героем, который принял мужскую, "лётную" смерть. Что-то у них там стряслось в воздухе, какие-то обстоятельства были выше их, и они просто не смогли эти обстоятельства победить.