И хотя Иди Амин доживал остаток дней явно не бедствуя, его до последнего пытались "убрать враги". Даже когда угандийский диктатор, живший почти четверть века в изгнании, впал в кому, у реанимационной палаты дежурили телохранители, потому что бывшему вождю угрожали расправой – тогдашний (и кстати, нынешний) президент Уганды Йовери Мусевени, причастный к его свержению, отказался предоставить ему амнистию. Амин вышел из комы, но вскоре скончался – зато не в тюрьме, а в окружении близких.
В западных СМИ его по-прежнему выставляют безжалостным палачом, на совести которого 500 тысяч репрессированных. Бывший министр иностранных дел Британии Дэвид Оуэн даже говорил, что Амина хотели ликвидировать королевские спецслужбы в последний год его правления. "Нам было стыдно, что мы позволили ему просуществовать так долго", –сокрушался он.
Как был свергнут диктатор Иди Амин
Всё для Амина закончилось в 1979 году, когда он напал на Танзанию.
– Иди Амин предъявил Танзании территориальные претензии, но основная причина для войны была другой, – рассказывает Metro научный сотрудник Центра исследования политических элит Института международных исследований МГИМО Иван Лошкарёв. – В Танзании укрывали его предшественника и врага Мильтона Оботе. Амин надеялся, что возьмёт Танзанию на испуг. Но танзанская армия стала теснить угандийцев, ей также помогали повстанцы во главе с Йовери Мусевени. В результате диктатора быстро вытеснили из столицы Уганды Кампалы. Иди Амин бросил всех, включая своё правительство, и бежал к своему соратнику Муаммару Каддафи, а затем уехал жить в Саудовскую Аравию.
В 1989 году Амин попытался вернуться в Уганду.
– Он рванул в Заир к другому диктатору – Мобуту Сесе Секу. Вместе со своим сыном Амин собирался вернуться в борьбу за власть, поскольку счёл, что Уганда в нём нуждается. Но Мобуту решил использовать это в своих целях – хотел арестовать Амина и экстрадировать его в Уганду. Амин наспех попытался сколотить группу повстанцев, но вынужден был покинуть Заир из-за преследования Секу. И окончательно осел в Аравии.
Чем запомнился угандийский вождь
Иди Амин был самым эпатажным из всех африканских диктаторов.
– Он часто появлялся "в угандийском телевизоре" и объявлял, что Аллах отдал ему очередной приказ. Так Амин объявил войну... Великобритании и уже на следующий день назвал себя победителем. И заодно наделил себя званием фельд-маршала. Он часто восхищался Шотландией – и не просто так. Все знают, что Шотландия боролась за независимость с британской короной, как это делал, собственно, и сам Иди Амин! Хотя именно британские колонисты привели его к власти.
Вождь часто менял решения, ближайших соратников и даже жён. С союзниками он тоже особо не церемонился.
– У его политического «флюгерства» было несколько причин, – говорит Лошкарёв. – Как и любой лидер стран третьего мира, он балансировал. Когда его "поджимали" британцы, он искал помощи у Советского Союза, и наоборот. Кроме того, он был боксёром, что могло сделать его поведение импульсивным.
Эксперт подчёркивает, что режим Иди Амина был "средней кровожадности" в Африке – были там вожди и пострашнее (например, Франсиско Нгема, лидер Экваториальной Гвинеи, при котором было репрессировано 2/3 населения).
– При этом во времена Амина Уганда не скатилась в пропасть. Да, он приказал, чтобы страну покинули индийцы, проводил этнические чистки, при нём были массовые казни – говорят даже, что он скармливал своих врагов крокодилам (а вот то, что он был людоедом, – устойчивый миф, навязанный западной прессой). Единственное, что негативно сказалось на экономике Уганды, – приказ выдворить из страны зажиточных белых колонистов, которые возглавляли местные предприятия. Но так как страна была аграрная, это не сильно повлияло на жизнь простого населения – в основном пострадали зажиточные горожане.
Сейчас угандийцы вспоминают вождя неохотно.
– Хорошо о нём думает народ какве, которому он покровительствовал. Но ачоли и ланги, которых Амин притеснял, вряд ли скажут что-то хорошее. В целом, Уганда сейчас процветает – она вступила в Восточно-Африканское сообщество, привлекла зарубежных инвесторов, там выстраивают инфраструктуру. И надо признать, что первые ростки этого появились именно после ухода Амина.