На сцене – педагог Нана Татишвили, единственная в стране, кто преподаёт этот метод. Азы она познавала у самого Судзуки.
– Вперёд! – командует Нана. Начинается ритмичная музыка, и ребята дружно топают по сцене – и кажется, сейчас проломят её. Прямая спина, колени согнуты – нужно держать ритм и перемещаться в хаотичном порядке, не сталкиваясь друг с другом. Это так трудно, что три минуты даже мне из зала кажутся целой вечностью. Тело в мягком кресле напряглось: "Нет, я так не смогу", – закапризничало оно на всякий случай.
Ребята выстраиваются в несколько рядов и замирают. Кто с поднятыми руками, кто с ногами. Ещё три минуты. "Ну и дела! – подумал уже мой мозг. – Это же какое-то насилие над телом!"
– Хоп! – громко кричит Нана, и ребята застывают в новых позах.
– Клац! – бьёт она длинной бамбуковой палкой по сцене. И моё тело вздрагивает. Студенты приседают на корточки. Снова удар палкой, снова крик Наны – и ребята быстро подтягивают коленки к животу. Опять удар, и мой мозг умоляет: "Хватит!"
– Лера! – вызывает Нана. На сцене остаётся одна девочка. Она поднимает свою палку, смотрит на неё и произносит: "Быть или не быть..." – талантливо, в разных интонациях.
Снова собирается толпа. Актёры то садятся, то вскакивают, то застывают, то машут палками.
– Сначала фокус, потом действие, – то и дело произносит педагог магическую формулу метода Судзуки.
Палкой больше не бьёт, от этого становится спокойнее. "Ну слава богу", – говорит моё тело. "Наконец-то!" – отвечает мозг.
Ребята приступают к этюдам. Вот на сцене Женя, она – Фисба из пьесы "Сон в летнюю ночь". Гена и Таня – Ромео и Джульетта... Все почему-то с каменными лицами. Я даже сперва подумала, что жёсткость – особенность метода Судзуки. Но у Влада Пак получился яркий и озорной. С облегчением выдыхаю – эмоции не запрещены. Но если бы на сцене был мой ребёнок, с ума бы сошла.
Рядом сидит мама Арины Поповой. Спрашиваю:
– Вас палка не пугает?
– Нет, это не жёсткость, а воспитание воли, – восторгается она. – Они учатся быть выносливыми. Палка – не муштра, а инструмент дирижёра!
Сама Арина подходит после урока сияющая, как будто не было полутора часов изнуряющего напряжения.
– Когда мы первый раз увидели палку – тоже испугались, – объясняет она. – Но в этой жёсткости, оказывается, много свободы.
Нана Татишвили, педагог, актриса театральной компании SCOT Тадаси Судзуки
Нана, вы сказали, что в основе метода – энергия. Откуда вы её?
– Энергию берём, если буквально, от пола, по- этому занимаемся босиком или в носочках. Топанье ногами встречается в традициях многих народов. Например, Фламенко – в Испании, дроби – в русском народном танце. Так мы рождаем импульс, который начинает двигаться по телу. Если отпускаем, он рассеивается. Если умеем остановить в районе центра тяжести, то энергией этой можно пользоваться. Мы привыкли к психологическому театру, но есть драматургия, которую невозможно сыграть этим способом. Например, древнегреческая трагедия. Для это-го нужны сильное тело и голос. Актёры в древнегреческом театре не разговаривали друг с другом. Все реплики были направлены к Богам.
Как эти практики помогут ребятам в жизни?
– Они развивают в них выносливость, характер, волю. В методе много групповых упражнений. К примеру, когда они делают "статую" в ряд, схалтурить не могут, потому что каждому тяжело. Они это понимают. Так вырабатывается уважение к другому и ответственное отношение. Когда юному актёру или художнику дают "белый лист" – создать на нём что-то очень страшно. А эта дисциплина даёт опорные точки, которые помогут им прочувстовать любого персонажа.
То, что вы бьёте палкой по сцене – что это за символ?
– Я кричу и бью палкой, не потому что злюсь, а для того, что звук был слышен всей группе. Использую счёт, чтобы сообщить энергию. Они ведь ещё очень юные и быстро теряют концентрацию. Им нужен человек, который поможет держать ритм, настраивать.
Почему для этюдов выбрали пьесы Шекспира? Он сложный автор.
– Сначала мы взяли Чехова, потом решили, что Шекспир подходит лучше. Шекспир – это про кураж, молодость, энергию. У него множество игровых сцен, которые подходят молодым актёрам, ведь в его времена актёры были юными. Это ошибочное мнение, что играть Шекспира нужно лишь опытным актёрам.