Впервые термин "метавселенная" появился в романе Нила Стивенсона 1992 года "Лавина". Так писатель обозначил глобальное онлайн-пространство, которое объединяет людей благодаря виртуальной и дополненной реальности. Последний пик популярности метавселенных был несколько лет назад, когда глава Facebook Марк Цукерберг объявил о смещении курса компании на создание собственной метавселенной. Позже Facebook сменила название на Meta (компания запрещена в РФ), чем подтвердила свои намерения.
Метавселенную называли будущим Интернета, однако ажиотаж вокруг новой технологии стал затухать из-за ряда проблем и шквала критики. Единого понимания термина "метавселенная" не существует до сих пор. Одни считают, что это "параллельная реальность", в которой люди будут существовать с помощью цифровых аватаров. Другие называют её новым интерфейсом или расширенной версией уже имеющихся приложений – в них будет работать своя экономика, где можно будет не только тратить деньги, но и зарабатывать. Но зачем нужна такая метавселенная – пока не очень ясно, ведь совершать покупки и играть в 3D-реальности можно и сейчас.
– Технические проблемы тормозили процесс разработки, ошибки в программном обеспечении мешали пользователям ориентироваться в виртуальной среде. Кроме того, были проблемы с маркетингом и вовлечением пользователей: большинство людей не понимали, что им может дать метавселенная. Инвесторы потеряли веру в проект, так как их вложения едва ли окупились. Все эти факторы способствовали тому, что метавселенная не оправдала ожиданий и не оказала влияния на общество, – объясняет Раджеш Намасе, со- учредитель и технический блогер в TechRT.
Однако Випп Джасвал, гендиректор Interpersonal Intelligence Advisory, счита- ет, что создание метавселенной неизбежно.
– Концепция метавселенной сегодня выглядит слишком нереалистичной. Тем не менее сложно отрицать, что мир движется к поиску форм более эффективного соединения реального и виртуального миров. Это естественный прогресс и эволюция технологий. У неё будет множество достойных применений, которые могут помочь людям во всех аспектах жизни – от поиска инструментов более эффективной работы до игр с полным погружением. Единственное, что меня беспокоит, это то, что метавселенной потребуется какая-то форма международного регулирования, аналогичная той, которая существует в настоящее время в Интернете, иначе она рискует превратиться в подобие Даркнета, где будет очень опасно, – сказал он.