Ватикан наделал много шума: на BAFTA победил "Конклав", и это, видимо, не последние награды

Британскую премию BAFTA называют репетицией "Оскара" – поэтому, как правило, вместе с разговорами о её победителях критики корректируют свои предыдущие ставки на американские награды
Ватикан наделал много шума: на BAFTA победил "Конклав", и это, видимо, не последние награды
"Атмосфера кино"
"Конклав" победил, но Рэйф Файнс остался без награды.

В Лондоне вручили главную британскую кинонаграду – приз Британской академии кино- и телевизионных искусств BAFTA. Абсолютным триумфатором стал "Конклав" – интеллектуальная драма о выборах главы католической церкви, в которой главную роль исполнил любимый и в России Рэйф Файнс. На награды BAFTA картина выдвигалась в 12 номинациях – больше, чем любой другой фильм-участник. В итоге фильм получил четыре приза: за лучший фильм, выдающийся британский фильм, адаптированный сценарий и монтаж.

Сценарий "Конклава" получил не первую награду: сценарист Питер Строан месяцем ранее уже стал обладателем "Золотого глобуса".

Получая приз, режиссёр "Конклава" Эдвард Бергер заговорил о политике (об этом и его фильм тоже):

– Мы живём во времена кризиса демократии, и институты, которые обычно объединяют нас, используются для того, чтобы нас разъединять... Приведу цитату Леонарда Коэна: "Во всём есть трещина, через которую проникает свет".

Как ни странно, при всех явных достоинствах "Конклава", британские журналисты не называли его явным фаворитом. По их мнению, на руку картине сыграл в том числе шум, поднявшийся в Ватикане после её выхода на экраны: там её окрестили не иначе как "работой сатаны". Судя по всему, теперь шансы "Конклава" на "Оскар" упрочились: британская пресса вспоминает картину двухлетней давности того же Бергера, "На западном фронте без перемен", которая получила от BAFTA семь наград, а затем на "Оскаре" взяла четыре (лучшая зарубежная картина, лучшая операторская работа, лучшая работа художника-постановщика и лучшая музыка).

Язвительные британские журналисты не дают покоя исполнителю главной роли в картине-победителе Рэйфу Файнсу, которого награда за лучшую роль на премии обошла стороной.

Если "Конклав" и может выиграть в номинации "Лучший фильм", то что не так с человеком, который присутствует в нём почти в каждой сцене? Обеспокоенный кардинал Лоуренс в исполнении Рэйфа Файнса – это бьющееся сердце "Конклава", его моральный центр и тот, чьё тревожное пыхтение также составило большую часть саундтрека. Однако это также игра без сильных эмоций и ярких речевых акцентов. Вам действительно стоит немного пожалеть Файнса – прошло почти 30 лет с момента его последней и единственной победы на премии BAFTA в "Списке Шиндлера", и это его шестое поражение.
The Guardian

В номинации на приз за лучшую мужскую роль Файнса обошёл Эдриан Броуди, сыгравший в картине "Бруталист". Недавно появившийся на лондонской сцене в спектакле "Страх 13", актёр поблагодарил британскую публику за то, что она "приняла его и его творческие начинания", сказав: "В последнее время Англия стала для меня почти домом".

Кроме Файнса Броуди выдержал и конкуренцию со стороны Тимоти Шаламе, звезды биографического фильма о Бобе Дилане "Боб Дилан: Никому не известный", который также вернулся домой с пустыми руками.

Что касается нашего соотечественника Юры Борисова, который был номинирован на награду за роль второго плана в "Аноре", то удача в этот раз обошла его стороной. Приз BAFTA получила его партнёрша по картине Майки Мэдисон, которая стала лучшей актрисой.

Победа Мэдисон немного удивляет британскую прессу: явными фаворитами в номинации за лучшую женскую роль были Деми Мур в "Субстанции" и Марианн Жан-Батист в "Суровой правде". Известно, что состав британской киноакадемии в основном довольно консервативен, поэтому всех удивило, что выбор большинства из 8 тысяч её членов достался 25-летней актрисе с ролью секс-работницы.

Таким же сюрпризом для кинокритиков стала победа Зои Салдана в борьбе за награду за роль второго плана – она сыграла в мюзикле Жака Одиара "Эмилия Перес", который получил два приза. "Будут ли голосующие за премию "Оскар" такими же щедрыми?" – вопрошает британская пресса, почти уверенная, что "Оскар" ждёт Зои через две недели. 

Точно так же ждут теперь "Оскара" и от Кирана Калкина за "Настоящую боль". Приз за него поднялся получать на сцену Королевского фестивального зала лондонского Southbank Centre Джесси Айзенберг. По его словам, это была пятая подобная награда, которую он получил за своего коллегу по фильму, что подтверждает его теорию о том, что у них с Калкиным похожая жизнь, но жизнь коллеги "примерно на 27% лучше его собственной".

Айзенберг в этот вечер трижды поднимался на сцену за наградами, в том числе и как автор оригинального сценария "Настоящей боли" и чтобы объявить награду за лучший анимационный фильм.

BAFTA 2025

Лучший фильм — "Конклав", Эдвард Бергер
Лучший британский фильм – "Конклав", Эдвард Бергер
Лучший режиссёр — Брэйди Корбе, "Бруталист"
Лучший актёр — Эдриан Броуди, "Бруталист"
Лучший актёр второго плана – Киран Калкин, "Настоящая боль"
Лучшая актриса — Майки Мэдисон, "Анора"
Лучшая актриса второго плана – Зои Салдана, "Эмилия Перес"
Лучший актёрский состав — "Анора", Шон Бэйкер
Лучший оригинальный сценарий — "Настоящая боль"
Лучший адаптированный сценарий — "Конклав"
Лучшая операторская работа — "Бруталист"
Лучший фильм на иностранном языке – "Эмилия Перес"
Лучший анимационный фильм – "Уоллес и Громит: Самая дикая месть"

Полный список победителей доступен по ссылке.