"Ваш Мур" – так называется выставка к 100-летию сына Марины Цветаевой Георгия Эфрона

В экспозиции впервые собрано большое количество личных вещей Георгия. Его сочинения и рисунки хранились в архивах и не выставлялись. Самые яркие из них – карикатуры. Их Георгий рисовал блестяще. Однако при жизни его талант не был оценён
"Ваш Мур" – так называется выставка к 100-летию сына Марины Цветаевой Георгия Эфрона
Елена Купцова
Одна из карикатур Георгия Эфрона, 1930-е годы. По одной из версий, это пародия на гитлеровцев и их амбициозные планы.

Экспозиция получилась небольшой, "короткой, как и сама жизнь Геогия", говорит автор выставки, сотрудник Дома-музея Марины Цветаевой Наталья Федоренко.

Несколько небольших комнат первого этажа — в такое пространство уместились чудом уцелевшие вещи сына Цветаевой, которому суждено было прожить всего лишь 19 лет. У Георгия было немало талантов. Большинство посетителей, к примеру, впервые услышали о том, что Эфрон-младший рисовал карикатуры.

— На выставке представлены его дневники, — продолжает Наталья Федоренко. — Он много и подробно записывал события своей жизни и жизни семьи, но часть его тетрадей была утеряна.

Георгий Эфрон.
Елена Купцова
Георгий Эфрон.

Мы рассматриваем один из таких дневников — Георгий вёл его прямо в нотной тетради, не найдя обычной. В соседней витрине находится и тетрадь его матери. Марина Цветаева предрекла рождение сына в своём стихотворении ещё в 1920 году:

Так, выступив

из черноты бессонной

Кремлёвских башенных

вершин, Предстал мне в

предрассветном сонме 

Тот, кто ещё придёт —

мой сын.

В феврале 1921 года она писала мужу: "Серёженька, если Вы живы, мы встретимся, у нас будет сын. (...) я знаю, что это будет, — чудесный героичесский сын..."

Один из рисунков Георгия Эфрона.
Елена Купцова
Один из рисунков Георгия Эфрона.

Георгий Эфрон родился в феврале 1925-го, в эмиграции, в деревне Вшеноры, под Прагой. После долгой разлуки, во время Гражданской войны, Марина, её муж Сергей Эфрон и их старшая дочь Аля нашли свой новый дом здесь в 1922 году. Отец, Сергей Эфрон, глядя на мальчика, ворчал: "Моего ниче- го нет... Вылитый Марин Цветаев!" Георгий с самого рождения получил от матери прозвище Мур. Как рассказывала друзьям сама Цветаева, это было и слово, "родственное" её собственному имени, и отсылка к Гофману с его незавершённым романом Kater Murr, или "Житейские воззрения кота Мурра". Через месяц семья переехала в Париж, а Сергей Эфрон остался в Чехии. С семьёй он соединится позже. Наталья рассказывает о том, что Мур рос любознательным и живым, спорил с матерью, однако в детстве их единство ещё не было утрачено.

ЦИТАТА
Мне казалось, что семья тормозила моё развитие и восхождение, а на деле она была не тормозом, двигателем. И теперь я тщетно скорблю о доме...
— Георгий Эфрон

— Марина Ивановна бережно хранила его срезанные нежные пряди волос. Во всех переездах они были с ней, — Наталья подводит нас к стенду, за стеклом которого лежат светлые прядки.

В подростковом возрасте Мур стал вести себя отчуждённо. Для матери это стало трагическим моментом в и без того непростой жизни. А он хотел вырваться из-под её опеки. Между ними было недопонимание, и эта пропасть со временем увеличивалась.

— Когда Марина и Георгий въезжали в 1939 году в Советский Союз, с ними произошла такая история: многие рисунки Мура были изъяты таможенниками. Это были политические карикатуры, их сочли опасными. Цветаева тогда написала: "Это чудесно, что взяли его рисунки, а не мои стихи". Понять мать и её тяжёлую жизнь Мур сможет только после её смерти..

Один из рисунков Георгия Эфрона.
Елена Купцова
Один из рисунков Георгия Эфрона.

Наталья Федоренко, автор выставки:

В дневниках Георгия Эфрона он пишет о матери и её жизни скупо и порой даже с досадой. Почему? 

— Георгий был подростком, и его интересовали совсем другие вещи. Например, до войны в записях 1940 года он описывает московские улицы, рассказывает о своих знакомых, даёт подробные зарисовки девушек, с которыми общается. Он был юным, и у него тогда ещё не было осознания важности, бесценности семьи. 

В то же время в записях сквозит тревога за отца и сестру Ариадну, которые попали в застенки НКВД... 

— Действительно, Георгий сильно переживал за их судьбу. Осознание важности матери и семьи придёт к нему позже — после гибели Марины Ивановны. Только потом в письмах сестре Але и дневниковых записях появится горькое сожаление о том, что он недостаточно времени уделял семье. Сама же Цветаева боготворила сына. Когда-то мысль о рождении мальчика помогла ей пережить смерть дочери Ирины. 

Кем мог бы стать Георгий? 

— Художником, писателем или переводчиком. Во многом его планам помешала Великая Отечественная. Однако до войны его не приняли в художественную школу, сказав, что у него недостаточно практики. Это сильно ударило по самолюбию юноши. В 43-м Георгий был мобилизован, а через год погиб. Он мог бы реализовать себя в любой области.