Население стран Африки к югу от Сахары страдает от дефицита витамина А, из-за чего дети не растут, слепнут уже в подростковом возрасте, а у взрослых не остаётся сил на борьбу с корью и диареей. Кроме того, в странах этого же региона остро стоит проблема голода.
Metro поговорило с профессором Джеймсом Дейлом из Квинслендского технологического университета о том, как группа исследователей под его руководством разработала супербанан. Этот генно-модифицированный фрукт может открыть новую счастливую эру в истории Чёрного континента.
Что за супербанан?
– Мы с коллегами долго работали над проектом Banana21 вместе с Национальной организацией сельскохозяйственных исследований Уганды (NARO). Впервые идея о создании суперфрукта, который был бы уже широко доступен на континенте, появилась у Билла и Мелинды Гейтсов в 2004 году. Именно поэтому мы обратились в их фонд со своим предложением создать еду, которая будет содержать в себе много необходимых для страдающих африканцев микроэлементов.
Неужели дефицит всего одного витамина А так негативно повлиял на страны Африки?
– Витамин А – один из пяти основных микроэлементов в мире наряду с железом, цинком, йодом и фолиевой кислотой. В развивающихся странах, которые в значительной степени потребляют рис, картофель, кукурузу и бананы, неизбежно наблюдается дефицит витамина А. В этих продуктах его очень мало, брать его неоткуда. Поэтому возникают проблемы – у детей начинается слепота, они прекращают расти. Нарушается развитие головного мозга и иммунной системы. Всё это резко повышает уровень смертности. Даже обычная диарея, о которой в Европе забывают через пару дней приёма препаратов, может привести к летальному исходу.
Уганда – страна, которая страдает от дефицита витамина А больше всех. В 15% случаев пациенты страдают болезнями, вызванными именно нехваткой этого микроэлемента.
Чем уникален созданный вами супербанан?
– Мы вывели два супербанана на основе "матуке" – популярного в Уганде сорта бананов. В этой стране, кстати, больше 20 видов этих жёлтых фруктов, но мы остановились на самом доступном, который растёт на каждом углу. Привычный "матуке" мы скрестили с сортом "асупина" с острова Новая Гвинея. "Асупина" изначально богата витамином А, поэтому перед нами стояла задача создать такой же банан, только в Африке, а не в Австралии. И у нас получилось это сделать. Потом в течение трёх лет мы проверяли их на безопасность. И вот этим летом мы удостоверились: супербананы можно есть.
С какими сложностями вы столкнулись?
– Этот проект, несмотря на свою очевидную пользу, так и не одобрен правительством Уганды. Власти этой страны самостоятельно проверяют супербананы на безвредность. Правительство должно сертифицировать наш продукт как безопасный для потребления, чтобы фермеры уже смогли начать закупать и сеять семена.
Вторая проблема: население Уганды считает банан священным фруктом. Это неудивительно, ведь именно этот фрукт несколько раз в истории спасал африканцев от голода. Поэтому сейчас местное население с неодобрением и настороженностью относится ко всяким вмешательствам в судьбу банана. Но мы надеемся, что со временем нам удастся преодолеть недоверие со стороны угандийцев. Ведь всё это мы делаем для их же блага.