Брак как выгодная сделка
– Мне всегда хотелось написать книгу о русских княжнах. Особенно о средневековых, – рассказала Metro журналист и блогер Ника Марш. – Ведь на слуху у нас из столь далёких времён только Анна Ярославна (младшая из трёх дочерей киевского князя Ярослава Мудрого от брака с Ингегердой Шведской, супруга французского короля Генриха I и королева Франции. – Прим. ред.). Но в книге – и мне очень приятно об этом говорить – множество имён, о которых мало кто слышал вообще. Нас, современных людей, конечно, шокирует подход, когда детей государей воспринимали как ценные вещи. Как предмет торга и обмена. Девушки отправлялись в далёкие земли, часто вообще никогда не видя своих будущих мужей. Всё для того, чтобы обеспечить благополучие свой родины. Поэтому и название у книги такое – "Княжна на продажу". Да, они рождались в княжеских теремах и дворцах, с детства ни в чём не нуждались, но им пришлось в один момент оставить всё, что они любили и к чему привыкли. Полностью поменять окружение, выучить новый язык… Очень трудно себе такое даже представить.
Книга охватывает период истории чуть больше тысячи лет – от Анны Византийской, супруги святого князя Владимира (времена Крещения Руси, то есть 988 год), до королевы-регентши Греции Ольги Романовой (ХХ век).
– Я постаралась включить в книгу рассказы о большинстве русских княжон, которым пришлось поменять свою родину, – продолжает автор. – Рассказала и о тех, кто остался, кто был заперт в теремах, чьи помолвки не состоялись, у кого в последний момент расстроилась свадьба. Ведь были и брошенные перед алтарём невесты, и выданные за самозванцев… За тысячу лет произошло так много, и это настолько любопытно.
Возраст невест
Дочери королей и императоров в то время рано выходили замуж. Несмотря на определённый церковью брачный возраст – с двенадцати лет, если обстоятельства вынуждали, под венец вели и восьмилетних, и десятилетних девочек. Свою дочь Елизавету император Пётр I приказал объявить совершеннолетней, когда ей исполнилось четырнадцать. И девушке сразу начали подыскивать жениха. За много столетий до этого Евпраксию, сестру Владимира Мономаха, выдали замуж за маркграфа Саксонской Северной марки. И было ей только тринадцать. Матильду, дочь императора Священной Римской империи, в 1033 году обручили, когда ей было всего лишь шесть лет. А Элеонора Английская – девятнадцатый ребёнок короля Англии Эдуарда I – была обещана графу д’Артуа в возрасте… четырёх дней. Правда, своего наречённого принцесса так никогда и не увидела – умерла, не дожив и до пяти лет.
Надо оговориться, что про половое созревание знали и тысячу лет назад. Ранние союзы достаточно долго оставались заключёнными только на бумаге. Детям давали подрасти. Порой они оставались в доме родителей до своего взросления. И лишь со временем юные новобрачные переступали покои супружеской опочивальни.
Трагедии богатых невест
Не всегда девушки покорно соглашались на выгодный для их государства брак. Были и те, кто отказывал женихам в своём расположении, как печально известная дочь полоцкого князя Рогнеда (960–1000 гг). Гордая княжна считала, что Владимир Святославович, сын рабыни Малуши, её недостоин. Оскорблённый отказом, взбешённый князь киевский взял Полоцк и жестоко отомстил за унижение. Рогнеда была обесчещена им прямо на глазах её родителей. Рогнеда стала одной из наложниц, языческих жён князя, и была освобождена только после того, как Владимир крестился, принял христианство и оставил при себе одну жену – Анну Византийскую.
– Очень трагичной была судьба княжны Евфимии Владимировны, которую в 1112 году, в возрасте всего-то тринадцати лет, выдали замуж за пожилого короля Венгрии Кальмана Книжника, – рассказывает Ника Марш. – Разница в возрасте между женихом и невестой составляла 25 лет, кроме того, Кальман был тяжело болен… Неизвестно, что случилось между ними, но король обвинил Евфимию в измене и вернул обратно на Русь. Никаких доказательств, никаких имён не было приведено. Кроме того, Евфимия приехала домой, будучи беременной. Это был страшный позор для двенадцатого века. Неудивительно, что Евфимию постарались побыстрее отправить в монастырь. А её сын всю жизнь боролся за венгерский престол, но так ничего и не добился.
Истории со счастливым концом
Не все истории выгодных браков заканчивались печально. Бывало, что девушки пользовались случаем. С готовностью исполняли долг перед семьёй и государством, с гордостью носили европейские короны. Например, дочь Ярослава Мудрого Анна вышла замуж за человека вдвое старше, покинула Киевскую Русь и стала королевой Франции. А вскоре подарила мужу сына, названного Филиппом, который позже тоже надел корону.
– Княжон редко спрашивали, согласны ли они пойти замуж. Но были и исключения. Например, Николай I пошёл на уступки любимой дочери. Мария всегда была своевольной, дерзкой, очень сильной личностью. Поэтому, когда она выбрала Максимилиана Лейхтенбергского, никто не стал возражать, – рассказывает автор книги. – Правда, он тоже был принцем, то есть ровней Марии… Брак, построенный на любви, к сожалению, не стал счастливым. А затем принц заболел и скончался. И Мария вышла замуж во второй раз! И тоже по любви! Она выбрала Григория Строганова.
По словам Ники Марш, она прониклась к каждой из описанных в книге княжон, но особенно ей симпатична Катишь – так называли сестру императора Александра I.
– Она была не только невероятной красавицей, но ещё и очень волевой натурой, – говорит автор. – Во дворце ей дали прозвище Екатерина Третья, потому что Катишь не давала спуску никому. Она умела настоять на своём, она очень хорошо понимала свои возможности и роль, которую ей суждено было сыграть. К слову, к Катишь сватался император Наполеон Бонапарт, но ему было отказано. Сама девушка не очень-то противилась, но мать, вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, даже слышать ничего об этом не желала. К сожалению, Катишь жила ярко, но не очень долго. И до сих пор относительно её смерти есть разные версии. В тот момент она была королевой Вюртемберга, у неё складывались непростые отношения с мужем, и многие винили его в ранней кончине русской княжны.
Очень часто женщин из прошлого, да ещё из царствующих семей, воспринимают как идолов, у которых нет ни собственных мыслей, ни эмоций. А они умели чувствовать, они страдали и переживали, как мы. Жизнь загоняла их в такие тупики, из которых иному мужчине было трудно выбраться, но ведь выкарабкивались! Шли вперёд, вели за собой! Кто-то вёл хитрую игру, умел интриговать, подстраивать обстоятельства под себя. И вот это – сплетение судеб, характеров, историй – самое интересное! Ника Марш, автор книги "Княжна на продажу: как дочерей русских государей меняли на мир и новые земли"