В США реабилитировали последнюю салемскую ведьму: вспоминаем самые страшные казни за колдовство

Штат Массачусетс реабилитировал последнюю необелённую салемскую ведьму – Элизабет Джонсон – младшую. Вспоминаем её историю и процессы над другими "ведьмами"
В США реабилитировали последнюю салемскую ведьму: вспоминаем самые страшные казни за колдовство
Everett Collection/Shutterstock
Суд над салемскими ведьмами.

Как сообщает Associated Press, 329 лет назад Элизабет была признана виновной в колдовстве, её приговорили к смертной казни. Приговор не стали приводить в исполнение, однако официально Джонсон так и не оправдали. На прошлой неделе это наконец-то произошло. 

Дело Элизабет

Американские законодатели вернулись к делу салемской ведьмы в прошлом году. К этому их побудили ученики восьмого класса школы North Andover. На уроке гражданского права они рассмотрели этот вопрос и выяснили, какие юридические шаги нужно предпринять, чтобы обелить "ведьму". 

Учительница Кэрри Лапьер, чьи подопечные предложили реабилитировать Элизабет, похвалила молодёжь за инициативу. "Это поможет ребятам понять, насколько важно защищать людей, которые не способны постоять за себя, и какой силой они на самом деле обладают", – подчеркнула Лапьер.

Демократ Диана Дизольо, которая поспособствовала реабилитации Элизабет Джонсон, заявила, что нельзя изменить то, что произошло с жертвами человеческих предрассудков. "Но что-то поправить всё-таки можно", – сказала она. 

Суд над салемскими ведьмами проходил с 1692 по 1693 годы – более двухсот человек заподозрили в колдовстве, 20 из них казнили (19 – повесили, одного – забросали камнями). Джонсон тоже едва не вздёрнули на верёвке – губернатор Салема Уильям Фипс отменил наказание, когда осознал, насколько чудовищными были судебные решения (плюс обвинили в колдовстве его супругу). 

Две женщины на суде по салемским ведьмам, работа художника Howard Pyle.
Copyright (c) 2015 Everett Collection/Shutterstock. No use without permission.
Две женщины на суде по салемским ведьмам, работа художника Howard Pyle.

Однако Элизабет помиловали формально, документов, которые обеляли бы её имя, не было. А поскольку она была бездетной, не нашлось потомков, которые попытались бы что-то изменить.

В последующие годы многие из тех, кто участвовал в судебных процессах и казнях в Салеме (включая судью Сэмюэля Сьолла), выражали сожаление в связи с произошедшим. В 1702 году решения судов признали незаконными. 

Через 10 лет в Салеме был принят законопроект, который восстанавливал права многих обвиняемых, очищал их имена – родственники даже получили денежные компенсации. В 1712 году Элизабет Джонсон подала прошение в суд Массачусетса, попросив и о своей реабилитации, но по каким-то причинам её просьбу так и не удовлетворили.

Лишь в 1957 году американские власти официально принесли извинения за те события.

Первая повешенная

Пуританский священник Коттон Мэзер, описавший события, которые произошли с Бриджит Бишоп.
Hulton Archive / Getty
Пуританский священник Коттон Мэзер, описавший события, которые произошли с Бриджит Бишоп.

По данным indianexpress.com, в конце XVII века было два Салема – город, расположенный в заливе Массачусетса (Салем-таун), и небольшая деревня с населением около 500 человек (Салем-вилладж). 

В 1689 году англичане начали вести войну с Францией за колонии в Америке. Они опустошили обширные территории Квебека, северную часть штата Нью-Йорк и Новой Шотландии. В деревню Салема хлынули беженцы, у местных жителей росло раздражение к людям, которые ломали их спокойную, размеренную жизнь. Кроме того, в деревне уже была накалена обстановка, так как обострилась вражда между семейными кланами – богатыми носильщиками, которые обзавелись связями с торговцами Салем-тауна, и некими Путнэмами, которые стремились к автономии деревни. Последние пригласили в деревню нового пастора Сэмюэля Пэрриса из Бостона. 

Вскоре после его прибытия несколько молодых девушек, в том числе его дочь и племянница, начали странно себя вести – у них случались припадки, они кричали, швыряли во все стороны вещи, жаловались, что на них нападали невидимые призраки. А когда пастор зачитывал молитвы, затыкали уши и визжали. Несколько раз они говорили на незнакомом языке. Служанка в их доме по имени Титуба сочла, что в детей вселились бесы. И заявила, что может помочь. Она облила кусок мяса их мочой, поджарила его и скормила собаке. Девочки не излечились, а одна из них во время очередного припадка произнесла имя служанки. Местный врач, осмотрев "одержимых", сообщил, что причина припадков не физиологическая: они околдованы. 

В неадекватном состоянии девочек обвинили трёх женщин – ту самую карибскую рабыню Титубу, женщину без крова и пожилую нищенку. Над ними состоялся суд, во время которого Титуба призналась, что к ней пришёл сам дьявол и "приказал ей подчиняться". Две другие арестованные настаивали на своей невиновности. В то время в Европе уже сходила волна расправ над "ведьмами", но Салем был похож на пороховую бочку, готовую вот-вот взорваться. Это и произошло. 

Пошли аресты, суды – у обвиняемых не было адвокатов, а свидетели их "преступлений" утверждали, что подвергались нападению призраков. 

Первый смертный приговор вынесли Бриджит Бишоп, богатой женщине из Салем-тауна, которая любила экстравагантные одежды (это тоже стало "доказательством" её "ведьмачества"). На женщину посыпались обвинения, в том числе в порче скота, использовании восковых кукол, которые она якобы повреждала, чтобы наносить вред живым. Третий муж Бишоп заявил, что она восхваляла дьявола, другие обвинители утверждали, будто она наносила вред одним только взглядом. 

Пуританский священник Коттон Мэзер, современник Бишоп, в своей книге утверждал, что присяжные нашли у обвиняемой третий сосок (повторный осмотр показал, что его не было). В итоге 60-летнюю Бриджит повесили в месте, которое в будущем стало известно как Холм виселицы. 

Реабилитировали Бриджит Бишоп лишь в 2001 году.

Убить короля

В Европе происходили массовые процессы над "ведьмами", которых жгли на кострах, вешали, закидывали камнями. Одним из самых известных был суд над Агнес Сэмпсон в Шотландии. 

Всё началось с подозрений заместителя шерифа из Транента Дэвида Симона. Его служанка Джолли Дункан стала местной целительницей. Симон счёл, что её способность излечивать – противоестественна. Он пытал её, раздавливая специальным инструментом пальцы, и выбил признания, заодно обнаружив в горле "печать дьявола". Симон передал служанку властям, и она назвала имена своих "сообщников". Среди них оказалась пожилая Агнес Сэмпсон, местная акушерка и нищая вдова, – "самая старшая из ведьм". Так началась жестокая охота на женщин в Северном Бервике (Шотландия).

Подробности дела Сэмпсон были приведены в брошюре Newes from Scotland, выпущенной в 1591 году – в это же время казнили Агнес. 

Обвиняемая призналась в том, что вызвала шторм, который едва не погубил короля Шотландии Якова VI. Его невеста, 14-летняя принцесса Дании Анна, попала в шторм первой. В результате королю пришлось самому плыть к ней – по пути его корабль тоже оказался в эпицентре бури. В Дании тогда как раз шли процессы над "ведьмами", поэтому, когда Яков узнал, что в Шотландии есть подозрительные женщины, которые могли быть причастны к непогоде, отнёсся к этому со всем вниманием.

Король Шотландии Яков VI.
Copyright (c) 2015 Sergey Goryachev/Shutterstock. No use without permission.
Король Шотландии Яков VI.

Сэмпсон заявила, что вместе с другими "ведьмами" провела колдовской обряд, который вызвал непогоду. Она якобы утопила кошку, прикрепив к ней куски мёртвого человека. В своём колдовстве Сэмпсон призналась самому королю, хотя поначалу отрицала все обвинения. Но её тело обрили и обнаружили в половых органах "печать дьявола". После жестоких пыток она заговорила, признавшись во всём. Так, Сэмпсон заявила, что дьявол являлся ей в виде чёрного человека и собаки. Как акушерка она тоже "пользовалась чарами" – растирала в порошок кости, чтобы избавлять рожениц от болей. 

Проводивший допрос король Яков долгое время не верил в то, что говорила Агнес, пока она якобы не повторила точь-в-точь слова королевы Анны в Осло во время их первой брачной ночи. 

Агнес Сэмпсон задушили и потом сожгли. Начались процессы в Северном Бервике, в результате которых в колдовстве обвинили более сотни человек, передаёт edinburghnews.scotsman.com.

Сожгли за дочь

В 1668–1676 годах в Швеции была охота на "ведьм", получившая название "Великий шум". Шведы верили, что те крали младенцев и во время шабашей передавали их нечисти. 

Малин Матсдоттер стала единственной "ведьмой", которую тогда публично сожгли заживо. В Швеции такой вид казни применяли крайне редко.

Шведскую ведьму сожгли заживо.
pixabay
Шведскую ведьму сожгли заживо.

Малин была несколько раз замужем. Одного из её мужей казнили за совокупление с коровой, о чём сообщила властям их 13-летняя дочь, тем самым погубив родителя. Другая дочь Малин – Марина – оказалась причастна уже к смерти матери. Она обвинила её в колдовстве. 

На допросах выяснилось, что Малин, финка по происхождению, с трудом произносила тексты молитв. В Швеции всех обучали чтению, особенно хорошо граждане должны были знать Библию. 

Дочь Малин Мария на суде также заявила, что мать часто водила её и других маленьких детей к Сатане. Она заверяла, что во время судебных процессов Сатана стоял рядом с Малин – длинный, чёрный и с рогами. Он якобы держал её за юбку и нашёптывал на ухо, чтобы она держала язык за зубами. Вторая дочь Малин присоединилась к показаниям против матери. В результате Малин приговорили к казни, хоть она и отрицала обвинения. 

Королевская комиссия по колдовству должна была выбрать способ умерщвления. Большинством голосом выбрали сожжение вживую. Церковный комиссар Каролину в своей речи отметил, что "честь Бога – выше боли Малин, и ей следует показать, что ждёт её в аду после того, как она передала так много невинных детских душ Сатане". 

Казнь произошла в Стокгольме 5 августа 1676 года. Малин предложили взять дочь Марию за руку для последнего примирения, но она отказалась. Затем Малин поговорила с палачом, который надел ей на шею мешок с порохом, чтобы ускорить смерть. Священники упрашивали Малин сознаться в содеянном, однако она не стала. Дочь тоже пыталась уговорить её облегчить свою участь, но в ответ Малин прокляла её. 

Это был единственный случай сожжения "ведьмы" в Стокгольме.

Читайте также: