Длина участка составляет примерно 450 метров. По всей видимости, в IX–XI веках дорога была предназначена для волока по суше лодок и грузов.
– Мы условно назвали эту дорогу "Аллеей вождей". Именно вдоль неё расположены самые богатые погребения, которые считаются захоронениями гнёздовской знати рубежа IX–X веков, – рассказал Metro руководитель отряда смоленской экспедиции Государственного исторического музея к. и. н. Сергей Каинов. – В их числе знаменитый курган, в котором в 1949 году была обнаружена древнейшая на территории Древней Руси кириллическая надпись.
Совершить это открытие учёным помогли лазерные локаторы "лидары", способные находить пустоты и неоднородности в глубинных слоях почвы, свидетельствующие о залежах полезных ископаемых или археологических артефактов.
Так, сканирование Лесной курганной группы Гнёздова (второй по величине), расположенной в северо-восточной части комплекса и насчитывающей не менее 1000 сохранившихся насыпей, показало наличие следов просёлочной дороги, разделяющей могильник на две части.
– Эта грунтовая дорога используется жителями Гнёздова и по сей день. На протяжении многих лет считалось, что она была проложена не раньше XVII века прямо через курганы, в результате чего значительная часть насыпей обрушилась, – объясняет руководитель полевых работ к. и. н. Иван Савченко. – Однако в процессе изучения материалов лидарной съёмки выяснилось, что на высокоточных топографических моделях в дорожном рельефе не выявляются свидетельства ранее существовавших на этом конкретном месте курганов. Более того, благодаря лазерной съёмке стало понятно, что не дорога нарушила структуру могильника, прорезав его насквозь, а напротив – погребальные сооружения формировались вдоль неё, выстраиваясь в две условно прямые линии.
Последующие раскопки подтвердили гипотезу, что дорога и могильник существовали в одно и то же время. Учёные не нашли ни следов разрушенных курганов, ни остатков погребальных кострищ. Напротив, во всех траншеях они зафиксировали равномерное залегание материковой поверхности шириной не менее четырёх метров. Это значит, ось современной дороги никогда не застраивалась и в древности образовывала широкую просеку, по которой экипажи торговых кораблей волокли свои суда между речными системами Днепра и Западной Двины.
В пользу этого говорит и то, что Гнёздовская дорога имеет чёткую северо-восточную ориентацию, а в пяти километрах к северо-востоку находится ещё одно поселение X–XI веков – Новосёлки, которое, предположительно, также было частью пути "из варяг в греки".
Обнаружение тысячелетней гнёздовской дороги знаменует новую главу в изучении одного из важнейших археологических комплексов на территории России. Более того, учёные предполагают, что древняя дорога из Гнёздова в Новосёлки может быть прослежена даже за пределами могильника. На той же пятикилометровой оси выявляются, как минимум, два участка просёлочной дороги с аналогичной северо-восточной ориентацией: от санатория "Красный Бор" до построенной в XIX веке железнодорожной ветки (1100 метров) и от железной дороги до городища Новосёлки (800 метров). Очень вероятно, что они также являются артефактами средневековой гнёздовской дороги, сохранившимися в современной топографии.