Утечка персональных данных произошла ещё 1 марта, но спустя три недели получила неожиданное и неприятное продолжение.
Подробные данные клиентов "Яндекс.Еда" злоумышленники нанесли на карту и опубликовали её на специально созданном портале.
– Мне коллега с работы переслала в Telegram ссылку на этот сайт. Я зашла и ужаснулась! Полностью указаны мой домашний адрес, подъезд, код домофона, этаж, номер телефона, электронная почта и сумма трат за последние полгода, – перечислила корреспонденту Metro москвичка Мария.
Создатели карты утверждают, что в их руках оказались данные восьми миллионов пользователей сервиса по всей России. Они разделены на 58 тысяч зон, из которых 12 тысяч в Москве.
"Яндекс.Еда" ещё 1 марта направила письменные извинения каждому клиенту, чьи данные стали доступны неопределённому кругу лиц.
В переписке с корреспондентом Metro представитель фудтехнаправления "Яндекса" Дарья Страхова уточнила:
– Данные платёжных карт, логины, пароли утечка не затронула – они в безопасности. Мы работаем с правоохранительными органами и владельцами ресурсов, которые могут использовать злоумышленники, чтобы минимизировать распространение массива данных.
8 миллионов данных пользователей сервиса попали злоумышленникам.
Однако уточняющие вопросы нашей газеты, а именно: выявлен ли сотрудник, причастный к сливу данных, сократила ли втрое компания доступ для своих сотрудников к информации о пользователях, как обещала, остались без ответа.
Инцидентом заинтересовались в Роскомнадзоре. Во-первых, сайт с данными стали блокировать и сейчас он недоступен. Во-вторых, на сервис по доставке еды составлен административный протокол по части 1 статьи 13.11. Она предполагает штраф в размере от шестидесяти до ста тысяч рублей. Решение примет суд.
Тем временем проект "Сетевые свободы" международной правозащитной группы "Агора" начал сбор обращений для подачи коллективного иска. Сервис по доставке еды хотят привлечь к ответственности за то, что он не обеспечил надёжное хранение массива персональной информации. Несколько сотен обращений уже поступило правозащитникам.
Данные платёжных карт, логины, пароли утечка не затронула – они в безопасности Дарья Страхова, представитель компании
Член Палаты адвокатов Москвы Артур Айрапетов рассказал Metro, что в суд можно обратиться и в частном порядке:
– Персональные данные у нас защищены административным, уголовным, гражданским и трудовым законодательствами. В данном случае я полагаю, что "Яндекс.Еда" при обращении в полицию или надзорные органы будет привлечён к административной ответственности.
Каждый пользователь сервиса, чьи данные утекли в Сеть, вправе требовать компенсации морального вреда. Например, кто-то хотел держать в секрете своё место жительства и сейчас будет вынужден переехать. У кого-то сложившаяся ситуация могла вызвать стресс, бессонницу, обращение за медицинской помощью. К примеру, пришлось сходить на приём к психологу или в аптеку за успокоительными. Чеки нужно собрать и обратиться суд. Истец может потребовать любую сумму компенсации морального вреда.
Судебная практика, по словам Артура Айрапетова, по таким делам небольшая:
– К сожалению, граждане не привыкли пока защищать свои неимущественные права.