
Чемпион-мотиватор
Увлечение Смертина марафонами многим кажется закономерным, ведь он – футболист.
– На самом деле люди заблуждаются, когда думают, что для футболиста марафон – раз плюнуть, дескать, за карьеру нам приходится много бегать по полю без мяча, – рассказывает Metro Алексей Геннадьевич. – Но в реальности футболисты редко бегают марафоны. В футболе ведь как, зачастую ты играешь за счёт партнёра, можешь где-то не добежать, передохнуть. А в марафоне всё уже зависит исключительно от тебя, этим он и отличается от командных видов спорта.
Перед ультрамарафоном в Сахаре Смертин прошёл много испытаний самыми тяжёлыми забегами, но этот оказался особенным.
– Узнал о des Sables лет семь назад, – продолжает Смертин. – Прочёл, что его участником был Луис Энрике, сейчас тренер "ПСЖ", а в прошлом игрок "Барселоны". Подумал: "Как же это круто!" Я и сам к тому времени начал бегать марафоны, даже собрал все "мейджеры" – Чикаго, Лондон, Берлин, Токио, Бостон и Нью-Йорк. Пробежал также Байкал, где выиграл в экстремальных условиях, ещё были 90 км ночного Эльтона, где я выбежал километр за 14 минут. Но des Sables – совсем другая история! Я счёл, что это – запредельная гонка на выживание. На меня давило ощущение, будто я упёрся в потолок – обычные марафоны перестали доставлять удовольствие, да и сильно прибавлять в скорости я уже не мог...
Идея бежать супермарафон в Сахаре крепко засела в голове Смертина, и окончательно его сподвиг на "лихую" поездку в Марокко земляк Андрей Дерксен.
– Я приехал в родной Барнаул, где и познакомился с Дерксеном – конечно же, это случилось на забеге. Он меня старше, но пробежал быстрее. Сухопарый мужчина с открытым взглядом, учитель физкультуры в школе. Я был поражён его победами в Сахаре. "Всё дело в моём умении восстанавливаться, – объяснил он мне. – Это многодневка. Накапливается усталость, что сказывается на скорости других участников". Пообщавшись с легендой, решил – мне Сахара тоже по плечу.

Начался важнейший этап подготовки, который длился 4 месяца. Смертин знал, что в Сахаре придётся бежать с рюкзаком весом свыше 10 кг, поэтому бегал в горки с отягощениями – для укрепления спины. Постепенно добавлял километраж, выходило до тысячи минут бега в неделю.
Пришлось собирать и медсправки:
– Ездил для этого в центр ФМБА. Там надел маску, под нагрузкой бежал, чтобы выяснить, какой у меня аэробный порог. Сказали, что я хорошо вхожу в аэробный режим. Могу долго терпеть. Когда организму становится тяжело, он питается за счёт клеточного кислорода, поэтому и способен очень долго бежать.
Не жалея живота своего
В начале апреля Смертин наконец сел в самолёт и скоро оказался в Марокко, ожидая старта семидневного ультрамарафона протяжённостью более чем в 250 км.
– Полдня обустраивались в пустыне, а следующий день был технический. Взвешивали рюкзак, смотрели, всё ли я взял для гонки. Если бы что-то забыл, могли оштрафовать – например, за отсутствие ножа или зеркальца. Последнее нужно, если заблудился, им же можно отсвечивать, подавать сигналы. Впрочем, нам выдали GPS-браслеты и кнопку, которую надо нажать, если вдруг тебе стало плохо. Такие правила ввели после того, как ещё в 90-е, при Дерксене, в пустыне заблудился итальянец Мауро Проспери. Он отклонился от курса на 300 километров, и его, полуживого, нашли в Алжире. Он пил кровь летучих мышей и мочу, чтобы жить!
Когда-то участников ультрамарафона заставляли покупать помпу для отсоса яда, пугая их змеями, тарантулами и скорпионами.
– Никого из этих тварей мы не повстречали, один только раз кто-то из наших пожаловался, что видел мелкого зелёного скорпиончика. Единственное, к нам в палатку заскочила мышь, – рассказал Смертин, посмеиваясь. – Меня вообще-то этим всем точно не напугать. Я знал, что попаду в песчаную стихию, и был готов ко всему ещё "на берегу".
Тяжелее всего бывшему капитану сборной давался кочевой быт, ведь у него отсутствовал опыт турпоходов со спальниками.
– Везде был песок, мы постоянно ощущали его в еде. Мучала бессонница. Я на спине не сплю, предпочитаю лежать на боку. А там ещё эти мелкие камушки впивались в тело. Очень боялся, что организм без сна не выдержит. Я часто выходил ночью из тента, любовался небом, много размышлял. Но тело выдержало и это, физически я был готов идеально. Я вообще не жалею своё тело. Ещё в футболе привык к мысли, что если будешь себя жалеть, не идти в борьбу, бояться, то обязательно схватишь травму. Я не боялся стыков, был жёстким, даже лютым игроком, поэтому и не было у меня никогда переломов. Я лишь перенёс две рабочие операции на мениске. Поэтому и в Сахаре выкладывался на все сто.
Что действительно мешало Смертину, так это натоптыши – травма, которую часто получают бегуны на ультрамарафоне в Сахаре.
– В первый же день появились болезненные мозоли. Ногам стало больно. От натоптышей боль только усиливалась. К тому же, у меня ещё с футбола осталась травма. Однажды в меня въехали железными шипами, задев большой палец на левой ноге. В результате у меня "ушёл" ноготь. Второй пророс поверх, но только наполовину, так что новый ноготь палец защищает не до конца. В Сахаре эта травма усугубилась. Ещё была стреляющая боль в спине, потому что рюкзак оказался тяжелейшим, в нём было много еды. Но в итоге я со всем справился, а на финиш накатывал бегом.
В один из дней Смертин получил такую неприятную травму, что его даже зашивали. Тогда ему очень помогла... беседа о футболе.
– Сахара калечит. Там есть чёрные камни, они как битое стекло. В тот день я споткнулся, и когда падал на эти камни, подставил руку, чтобы не разбить лицо. В итоге напоролся, получил сильный порез. Когда меня зашивали в лагере, за соседним столиком сидела девушка из Бордо. Я заговорил с ней, тут же подошёл парень из Лилля. Разговорились. Он перечислил игроков "Бордо", а я ему сказал, что мой первый гол был "Лиллю". Пока мы мило беседовали, как-то незаметно мне зашили руку, причём одним стежком.

Смертин был сильно впечатлён пустыней, которая оказалась очень разной, а не просто бездушной пустошью, какой её многие себе представляют.
– В отличие от других марафонов, здесь была возможность осмотреться. Например, когда я бежал в Валенсии, только потом узнал, что пробегал мимо корриды. Там другой режим, ты видишь только то, что у тебя прямо перед носом. А в Сахаре была возможность созерцать. И она прекрасна. Когда бежишь, перед тобой простираются шикарные виды. Там есть высохшие русла рек, скалистые выступы, высоченные, высотой с дом, барханы. И много-много разного песка: вязкого, кроваво-красного и ярко-жёлтого. Иногда он как пыль, будто пудра под ногами, ты в ней утопаешь сантиметров на 15. И ветры, конечно, невероятные. У нас дома когда порыв, ты чувствуешь его нарастание. А в Сахаре вжух – и всё, тебя всего песком осыпало.
Главной мотивацией для Смертина, как для руководителя департамента устойчивого развития и социальной ответственности РФС, была поддержка ребят, выступающих на турнире РФС "Стальная воля".
– Ребята на электроколясках, играющие в футбол, расписывались перед стартом на моей футболке. У многих нет пальцев, только культи, они с трудом оставляли автографы. Была такая надпись: "Дави на пульт, ноги сами побегут". Я ухаживал за этой чудесной футболкой: стирал её, сушил. Ребята страшно переживали за меня, и я делился с ними эмоциями по видео. У них сильный характер, я считаю, что они намного сильнее меня. Конечно, переживали за меня и родные. С мамой вообще забавная получилась история. Она ко мне на зиму приезжает из Барнаула. Однажды заглянула в гости и говорит: "Что-то ты опять интенсивно тренируешься. Поди, готовишься к новому старту? А то я тут недавно посмотрела передачу про марафон в Сахаре. Там же бегают одни сумасшедшие! Слышала, один вообще от курса отклонился – и пропал. Надеюсь, ты не туда собрался?" Я стал отрицать, замял это дело. Мама вернулась в Барнаул, а там ей дочка подруги всё и рассказала. Мама отругала меня, но всё обошлось. В конце концов, чего ей бояться? В Сахаре бежала даже женщина за 70 лет, так мы всем лагерем ждали, когда она финиширует с палочками!

Ультрамарафон обычно выигрывают профессиональные спортсмены – как правило, местные. В этот раз победителем стал 11-кратный чемпион des Sables Рашид Эль-Морабити с результатом 20 часов 55 минут 47 секунд. Смертин пробежал дистанцию за 33 часа 47 минут 10 секунд.

– Фавориты выделялись. Марокканцам делали массаж. Они были нацелены на победу. Им редко кто бросает вызов. В прошлом году это пытался сделать Василий Корыткин из Кемеровской области, но пришёл лишь четвёртым, да ещё и с большим отставанием...
Три полтинника
Опыт в Сахаре Смертин сравнил с мировым рекордом, установленным на футбольном поле в июне прошлого года. Тогда бывший чемпион Англии сыграл в матче, который длился 26 часов.
– По терпежу эти события вполне сопоставимы, – считает Алексей Геннадьевич. – Когда играешь в футбол, терпишь, особенно в концовке. Идёт накал, твою команду прессуют, хотят забить. Ты отбиваешься, смотришь на время, оно еле ползёт. В марафоне ты тоже думаешь – скорее бы закончилось, а конца всё нет. Но я люблю бег, и мой марафон на самом деле бесконечен. Из Сахары я скоро отправлюсь в Якутию, где пробегу легендарный Оймякон.
На этот раз Смертину надо будет преодолеть 50 км в свои 50 лет, да ещё при температуре -50!
– Я легко переношу и жару, и холод, – пожимает плечами герой. – Я из Сибири, но у нас бывают перепады температур. Помню, как играл в футбол при -40, когда даже в школу ходить запрещали. Так что -50 не смущает. Надел бутсы, пробежал – и точка. Это даже не Сахара, где ты бегаешь изо дня в день. Честно? Я уже в предвкушении. Январь близится. Скоро запущу себя в снег и начну подготовку. В Якутск стартую уже из Барнаула. А поможет мне с подготовкой мой консультант и приятель Антон Долгов. Это человек, за которым я всюду следую. Он пробежал Байкал – и я следом. Он – в Сахару, я – за ним. В этом году он бежал Оймякон, и вот уже моя очередь (улыбается).
Факты о Смертине
Позиция: полузащитник;
Рост: 175;
Играл за "Динамо" (Барнаул), "Заря" (Ленинск-Кузнецкий), "Уралан", "Локомотив", "Бордо", "Челси", "Портсмут", "Чарльтон", "Динамо" (М), "Фулхэм";
Достижения: вице-чемпион России и обладатель Кубка ("Локомотив"), обладатель Кубка Французской лиги ("Бордо"), чемпион Англии и обладатель Кубка Английской лиги ("Челси"), член клуба имени Нетто, чемпион России по пляжному футболу; обладатель медали Six Star Finisher, победитель экстремального марафона на Байкале, участник рекордного матча длительностью 26 часов, кандидат психологических наук