Как определить вампира, или в чём минусы быть женщиной-вамп
Польская деревушка Пень жила спокойной жизнью и была ничем не примечательна до прошлого лета. Однако всё изменилось, когда археологи впервые обнаружили там останки… вампиров. Ну или тех, кого таковыми считали.
В прошлом году группа археологов во главе с Дариушем Полиньски из Университета Николая Коперника нашла останки молодой женщины. На голове у неё была шёлковая шапочка – признак богатства. Зубы умершей торчали вперёд. Археологи решили, что из-за особенности прикуса, которую в 17-м веке считали уродством, а также из-за высокого социального статуса жителям деревни показалось, что женщина – кровопийца, поэтому они убили её. На шею положили серп. Полиньски пояснил: если бы умершая попыталась восстать из мёртвых и пойти убивать сельчан, то лишилась бы головы. А без головы вампир – не вампир.
Полиньски на этой находке не остановился и продолжил раскопки. В итоге было найдено около ста могил, некоторые из них сохранили следы "антивампирского" метода захоронения через лишение головы.
И вот на днях команда археологов обнаружила останки ещё одного необычного вампира. Им оказался ребёнок в возрасте 5–7 лет. Его похоронили лицом вниз, а на ногу надели тяжёлый замок, который приковывал его к земле, чтобы вампирёнок никуда не убежал. Такой же, кстати, был надет и на вампиршу, найденную в прошлом году.
Исключительность ситуации заключается в том, что до этого детей не находили. Но разве мог ребёнок быть монстром?
– Это только в нашем современном представлении ребёнок – это что-то святое, детство – чистая пора, – говорит Metro антрополог, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник РАНХиГС и РГГУ Ольга Христофорова. – А раньше люди воспринимали детей как исходный материал, как личинку. Его даже кормить было необязательно. Вырастет так вырастет, не вырастет – ну, значит, нет.
Эксперт говорит, что в колдовстве очень часто обвиняют слабых – женщин, детей, стариков. Возможно, потому, что с ними проще справиться. В Африке, кстати, это происходит и по сей день – вспомнить хотя бы девочек-подростков в лагерях для ведьм, про которые Metro уже рассказывало.
Охота на вампиров
У похороненного ребёнка-вампира никаких физических уродств обнаружено не было. Так за что же его тогда могли посчитать кровопийцей, да ещё и в таком нежном возрасте?
— Когда люди впадали в безумие по поводу того, что кто-то из односельчан по ночам выбирается пить кровь, остановить их было сложно. Они готовились убивать, и неважно, сколько было лет их жертве. Ну и что, что ребёнок. Он бессознательно мог быть вампиром, а значит, представлял угрозу для общества, – говорит Metro профессор филологического факультета МГУ Татьяна Михайлова.
Специалист не считает, что в вампиры записывали тех, у кого были внешние уродства или особенности. В основном обращали внимание на поведение. Татьяна Михайлова приводит пример: английский писатель Эрнест Джонс, который был биографом Фрейда и изучал страшные видения с позиции психоанализа, однажды описал такую историю. В начале 19 века в болгарскую деревню пришёл мужчина, неприветливый и неприятный на вид. Он ни с кем не здоровался, не перекрестился на церковь и отказался от угощения, чем тут же вызвал подозрения у местных жителей.
– Может, у него был аутизм, может, любое другое психологическое расстройство, а может, у него просто был скверный характер или день не задался, – говорит профессор. – Но сельчане всё равно собрались, подкараулили его и убили. Перед тем как похоронить, свернули шею. Когда убиваешь вампира, нужно обязательно сделать так, чтобы голова не смотрела туда же, куда и тело, чтобы в случае восстания из мёртвых он не знал, куда идти. Можно её вообще оторвать. А в сердце кровопийцы вбили осиновый кол – так вот безумно расправлялись с ними.
В чём ещё мог “провиниться” вампир? Археолог Дариуш Полиньски говорит, что нечистью считали ещё и того человека, после смерти которого умирал его друг или родственник. Люди думали, что вампир выходит из могилы и забирает с собой близкого, чтобы не быть одному на том свете. Поэтому труп кровопийцы выкапывали обратно, отсекали или сворачивали ему голову, и хоронили второй раз.
Профессор МГУ Татьяна Михайлова рассказывает, что на 17–18 век (как раз 17-м веком датируются останки вампирёнка) пришёлся расцвет вампирофобии.
– Особенно она процветала на Балканах, хотя и в других местах в Европе, в той же Польше, она тоже была, – поясняет специалист. – Жители балканских деревень в какой-то момент дошли до того, что в тёплое время по ночам выходили на улицу и спали там, чтобы друг друга видеть. Если бы появились вампиры, они бы пришли друг другу на помощь.
Впрочем, подчёркивает специалист, никаких доказательств существования упырей, пьющих кровь, за всё это время так и не обнаружили. Поэтому люди, чьи останки были найдены, скорее всего, были ни в чём не виноваты.